Собор Костромских святых - день памяти 05.02 н.ст. (23.01 ст.ст.)
Собор Костромских святых
По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена в 1981 году установлен соборный праздник святых древней Костромской земли. 23 января (5 февраля) 1982 года, в день памяти преподобного Геннадия, Костромского и Любимоградского чудотворца, было впервые совершено празднование Собора святых, на земле Костромской просиявших. По свидетельству русских летописей, город Кострома был основан в 1162 году. После смерти великого князя Владимирского Всеволода, по прозвищу Большое Гнездо (1154— 1212), во Владимирском княжестве образовались три удела: Суздальский, Московский и Костромской. В XIV—XV веках ученики Преподобного Сергия Радонежского, по его благословению, основали несколько монастырей на Костромской земле. Здесь, на обширной равнине, изрезанной реками, пролегли их пути: один—по реке Шексне на Белоозеро, другой—по реке Костроме на Вычегду. В освоении костромского междуречья трудились преподобные Авраамий Чухломский (+1375, память 20 июля), основатель нескольких обителей, просветитель местных чудских племен; Иаков Железноборовский (1442, память 11 апреля), Макарий Писемский (XIV, память 10 января), Павел Обнорский (1429, память 10 января). По благословению преподобных Кирилла Белозерского (1427, память 9 июня), также ученика Аввы Сергия, и преемника Кирилла — Корнилия Комельского, на Костромской земле подвизались впоследствии преподобные Геннадий Костромской и Любимоградский (1562, память 23 января), Кирилл Новоезерский (1532, память 4 февраля), Адриан Монзенский (1610, память 5 мая), основатель Благовещенского монастыря на реке Монзе,Ферапонт Монзенский (1597, память 12 декабря). Введенскую пустынь основал преподобный Иаков Брылинский (иначе Брылеевский, XV в., память 11 апреля) — ученик и сподвижник преподобного Иакова Железноборовского. В монастыре преподобного Паисия Галичского (1460, память 23 мая), который обрел Овиновский образ Божией Матери (празднование 15 августа), подвизался Иаков Галичский (в конце XV — начале XVI в., память 7 апреля). В XVI веке преподобный Александр Вочский (память 27 марта) основал Преображенский монастырь на реке Воче. Святитель Дионисий Суздальский (1384, память 15 октября), спостник и собеседник Преподобного Сергия Радонежского, в середине XV века «послал 12 человек из своей братии в верхние грады и страны, идеже кого Бог благословит, для духовного просвещения народа и основания обителей». В числе двенадцати был и преподобный Макарий Унженский (1444, память 25 июля) — основатель трех обителей. Макариево-Унженский монастырь в XVII веке, в правление Михаила Феодоровича и Алексия Михайловича, стал вторым по значению после Троице-Сергиевой Лавры. Сюда был назначен игуменом будущий святитель Митрофан, епископ Воронежский (1703 год, память 23 ноября), впоследствии принявший в схиме имя в честь преподобного Макария Унженского. Узы духовного братства связывают преподобного Макария с преподобным Варнавой Ветлужским (1445, память 11 июня) — основателем Варнавиной обители, вокруг которой спустя некоторое время вырос город Варнавин. Преподобный Григорий Пельшемский (+1142, память 30 сентября) явился основателем обители на реке Пельшме. Он положил немало трудов, чтобы примирить враждовавших между собой русских удельных князей. Святитель Иона, Митрополит Московский и всея Руси (+1461, память 15 июня), был родом из Костромской земли. Он начал свои иноческие подвиги в одном из галичских монастырей. По благословению святителя Алексия, Митрополита Московского, преподобный Пахомий Нерехтский (+1384, память 23 марта и 15 мая) основал в Костромском крае обитель во Имя Святой Троицы. Ученики Преподобного Сергия Радонежского, который «был учитель всем монастырям, иже на Руси», просвещая Христовой верой языческие и полуязыческие племена, присоединяли их к Русской Православной Церкви. Из многочисленных ветвей духовного генеалогического древа, имеющего корни в Троице-Сергиевой Лавре, ветви—Белозерская (от преподобного Кирилла Белозерского), Комельская (от преподобного Кирилла Комельского), Железноборовская (от преподобного Иакова Железноборовского), Нижегородская (от святителя Суздальского Дионисия)—принесли обильные плоды добротолюбия и молитвы на Костромской земле. См.: Святые угодники Божий и подвижники Костромские, их жизнь, подвиги, кончина и чудеса. Кострома, 1879; Троицкий Патерик, или сказания о святых угодниках Божиих, под благодатным водительством Преподобного Сергия в его Троицкой и других обителях, подвигом просиявших. Издание Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 1896.
Тропарь, глас 4:
Днесь град Кострома вельми вами хвалится:/ в пределех бо земли Костромския, / яко звезды светозарный, возсиявше, / чудесы своими вся озарили есте/ и ныне молитеся ко Господу, отцы преблаженнии, Геннадие, Паисие, Авраамие,/ Иакове, Макарие и Пахомие, со инеми многими нашего края Небесными покровителями/ за град Кострому и всяк град, и страну, и люди, / верою и любовию вас почитающий,/ и о спасении душ наших.
(Минея январь. Ч.2.-М. Издательский Совет Православной Церкви, 2002)