|
|
Церковно-историческое описание Екатерино - Лебяжской Николаевской пустыни.
Предлагаем посетителям нашего сайта статью-исследование иерея Владимира Бондаренко по истории старейшего монастыря Кубани - Кубанской Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни (создана Указом императрицы Екатерины II в 1794 г., закрыта большевиками и разрушена в 20-е годы XX в., часть монахов расстреляли). В настоящее время интенсивно ведется восстановление этой обители.
Исторические предпосылки возникновения монастыря. Казачье кубанское войско является преемником прославленного в веках своими ратными подвигами на страже рубежей Родины Запорожского войска. Казаки отличались своей любовью и преданностью Православной вере. Ведя брань с видимым врагом, они не забывали и о невидимом. Отважные воины усердные в бою, были не менее усердны в молитве. С ней на устах они шли в бой, ей и заканчивали победное сражение, благодаря Творца за помощь в одолении разбойников и поработителей. Эти воины воплотили в себе православный идеал защитника Народа и Веры. Не могли они не любить и равноангельское служение Богу - монашество. Как следствие такой любви к монашеству, явилось горячее желание видеть в этом образе своих престарелых собратьев, в особенности одиноких. Вот так и появилась первая казачья обитель в Запорожской сечи – колыбели свободного, храброго и верного сына отчизны - Межигорский Николаевский монастырь, в котором принимали на себя иноческие подвиги старые сечевики. Монастырь этот после расформирования Сечи в 1786 был закрыт. В 1787 году было создано Войско Верных Запорожцев, ставшее впоследствии Черноморским казачьим войском, а в 1792 году им на вечное пользование была пожалована Кубань. В очередной раз, доказывая свою любовь к Богу, не успев еще толком обжиться на новой земле, казаки задумывают постройку монастыря вместо Межигорского. Видимо, казаки не мыслили войско без монастыря: как тело живо, пока в нем есть душа, так и войско существовало, пока существовал монастырь.
Для нового монастыря был избран остров, омываемый водами лебяжьего лимана, куда впадают две реки – Бейсуг и Бейсужек. В длину остров простирается чуть больше километра, а в ширину – чуть меньше километра. Интересно описание этой местности, составленное настоятелем этого монастыря архимандритом Самуилом (Сардовским): «Окрестности его совершенно пустынны: здесь, кроме густорастущих камышей, не имеется никаких других растений, а потому это место очень удобно для помещения отшельников и духовных подвижников. При уединенности, местность эта лишена и многих других удобств для мирных жителей: так, здесь по временам ощущается недостаток в пресной воде, и для питья и кушания употребляется дождевая вода, собираемая с кровель, а при бездождии подспорьем служат запасы льду, из коего оттаивается вода. Здесь же в летнее время кишат мириады мошек и комаров. При все том, местность эта представляет и выгодную сторону для питания монашествующих по обилию в лимане рыбы (судака, сазана, леща и др.). В лимане прежде водилось множество лебедей, вследствие чего он и называется Лебяжьим, ибо теперь их можно видеть весьма редко» .
Казаки обратились с просьбой к императрице об учреждении на этом острове монастыря. И вот указом Екатерины II от 24 июля 1794 г. был основан монастырь «согласно положению о Саровской пустыни», а это значило, что штат насельников «Лебяжской пустыни» и устав должны соответствовать штату и уставу Саровской пустыни. В самой же Саровской пустыни в этом же году еще никому не известный иеромонах Серафим ушел в лес, где стал жить в келии в пяти километрах от монастыря, умножая свои иноческие подвиги, а в это время первые иноки на Кубанской земле устраивали новую обитель среди камыша, мошек и комаров. Так Промысл Божий связал две обители незримыми духовными узами. Святейший Синод 7 августа 1794 г. своим указом предписал устроить церковь с колокольней и келлиями на 30 человек монашествующих, и 10 больничных коек. Было разрешено устроить и больничный храм. Поскольку войско видело в указе императрицы особую монаршую милость, то и решено было назвать пустынь по имени небесной покровительницы императрицы – святой великомученицы Екатерины, и в память же о Межигорском монастыре – Екатерино-Лебяжской Николаевской пустынью.
На основание обители казаки выделили из казачьих воинских источников тридцать тысяч рублей ассигнациями. История сохранила и имена первых ктиторов святой обители: это были «незабвенные для черноморского казачьяго войска войсковой атаман, генерал-майор Захарий Яковлевич Чепига и знаменитый ходатай за войско пред лицем императрицы, войсковой судья, бригадир Антон Андреевич Головатый. Ими испрошено Высочайшее повеление на устройство пустыни, по их содействию совершилось это дело, и по их же указанию отпущено войсковых денег 30 000 рублей» .
В то же время собрали добровольных пожертвований от своих же казаков десять тысяч рублей и голландскими червонцами двадцать тысяч.
Итак, Возникновение Екатерино-Лебяжской Николаевской пустыни тесно связано с казачьим Межигорским монастырем и переселением казаков на Кубань. По замыслу, Екатерино-Лебяжская пустынь должна была стать преемницей Свято-Никольского Межигорского монастыря, как об этом свидетельствует архимандрит Самуил, первым предпринявший попытку исторического описания обители.
( продолжение следует )
(Автор - иерей Владимир Бондаренко, штатный священник Женского монастыря в честь иконы Божией Матери «Всецарица» Екатеринодарской епархии, преподаватель Екатеринодарской Духовной семинарии)
1 Архимандрит Самуил «Екатерино-лебяжская Николаевская общежительная пустынь, Кубанской области» Ставропольские Епархиальные Ведомости 1878 год стр. 383. 2 Там же стр. 386
|
|
В Краснодаре состоялся съезд общества православных врачей
В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»
Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»
Краснодарский женский монастырь «Всецарица» оказал гуманитарную помощь насельницам разрушенного монастыря в Донецкой области
Октябрь – время астр и хризантем
В Краснодаре прошла Межрегиональная конференция по оказанию церковной помощи семьям
Митрополит Курский Герман встретился с добровольцами, помогающими вынужденным переселенцам
Епископ Петергофский Силуан возглавил торжества престольного праздника Иоанновского ставропигиального монастыря г. Санкт-Петербурга
|
|