Очерк истории христианства на землях Северо-Западного Кавказа и Предкавказья.
Северное Причерноморье с самых давних времён было местом тесных контактов многих народов. Со времён Геродота (V в. до Р.Х.) известно о коренных жителях Закубанья и Восточного Приазовья – меотах, которых многие исследователи считают в числе предков нынешних адыгов. Прикубанские степи на долгое время стали местом обитания кочевых ираноязычных народов: киммерийцев (X-VII вв. до Р.Х.), скифов (VII – II вв. до Р.Х.), а после них – сарматов (1). Название «Скифия» сохранялось в том числе и за нашими землями у римлян и византийцев вплоть до XII века. Считается, что о них говорил первый историк Церкви, Евсевий Кесарийский, упомянувший (со ссылкой на Оригена) в 3-й главе своего труда об апостольском жребии св. Андрея. Ему для проповеди предназначалась именно Скифия – от восточного берега Чёрного моря и дальше, через побережье нашего края, нынешний Крым и южную Украину до Дуная, западной границы передвижений сарматских племён. О том же, с большими подробностями, сообщает и епископ Тирский Дорофей, современник Евсевия (2).
Вместе со св. апостолом Симоном Кананитом ( I в., 23 мая н.с.), а после уже один, св. Андрей (+ 62 г., 13 дек. н.с.), возвещал о Христе на Кавказе среди племён аланов, абазгов (предков нынешних абхазов) и зихов (3). О последних пишет в начале V века Епифаний Кипрский ( + 403 г., 25 мая н.с.): «Они хотели убить Андрея, но, увидя его убожество, кротость и подвижничество, оставили свое намерение». Следует сказать, что историки христианства той поры использовали не только письменные, но и устные предания, которые специально собирали, посещая места, связанные со странствиями апостолов.
Область с названием «Зихия» ныне довольно чётко отождествляется с черноморским побережьем Краснодарского края, от Таманского полуострова до Абхазии. Проповедь апостола, видимо, не была здесь принята: тот же Епифаний, сам побывавший у зихов, характеризует их как народ с суровым нравом и «наполовину неверующий». По его свидетельству, к принятию христианской веры гораздо более склонны были мирные адыгские племена, жившие в степной части Закубанья и известные в более поздних, уже русских, письменных свидетельствах под именем касогов. С землями касогов и зихов соседствовали приморские города, исходно возникшие как колонии древних греков. Из них наиболее крупными были Фанагория (на месте нынешнего пос. Сенной, Таманский полуостров), Гермонасса – нынешняя Тамань и Синдская Гавань, впоследствии – Горгиппия близ теперешней Анапы. В начале V в. до Р.Х. города-полисы, лежавшие по обе стороны Керченского пролива (Боспора Киммерийского) объединились в Боспорское царство, просуществовавшее почти четыре столетия. Через него скифские и меотские племена вовлекались в торговлю с Аттикой – главным образом Афинами (4). Греческая культура распространялась в Северном Причерноморье; позднее, после завоевания Греции и Понтийского государства (которому принадлежали боспорские города в первой половине I в. до Р.Х.) Римом, земли Крыма и Тамани вошли в его владения, став затем северными провинциями Византийской империи. К IV - началу V века относятся первые сведения о возникновении православных епархий с центрами в Фанагории и Зихополисе, находившемся, как считается, у Геленджикской бухты (3,5). Известны имена епископа Фанагорийского Иоанна и архиепископа Зихийского Дамиана, участвовавших в поместных соборах VI века в Константинополе (3). Позднее, к X веку, епархиальными центрами становятся Таматарха – бывшая греческая Гермонасса, т.е. Тамань – и Никопсис; последний отождествляют либо с Анакопией – нынешним Новым Афоном, либо, чаще, с древним городом, располагавшимся около пос. Новомихайловского нашего края, в области древней Зихии.
История этих земель c III века становится бурной: многочисленные народы сменяют друг друга, возникают и распадаются государства, в состав которых попеременно включается территория нынешней Кубани. Набеги готских племён привели к захвату ими Таманского полуострова и земель к юго-востоку от него, вплоть до нынешнего Геленджика.
Эти готы известны под именем тетракситов, так как в VI веке управлялись четырьмя властителями Известно, что среди них было немало христиан - в 547 г., в царствование Юстиниана Первого ( + 565 г., 27 нояб. н.с.), они просили себе епископа из Константинополя (7). Византия при Юстиниане распространила своё влияние на многие области Северного Кавказа и тогдашние готские правители, видимо, были зависимы от империи. Адыги и аланы признавали авторитет византийского василевса и на долгие века сохранили уважительную память о нём (8). Вероятно, именно при Юстиниане началась активная деятельность христианских миссионеров среди алан. Появление этих ираноязычных племён на Северном Кавказе относят к самому началу I века. Нашествие гуннов (IV в.) вынудило их уйти из степных земель Прикубанья в горы, где в верховьях рек Кубани и Терека позднее возникло Аланское царство, западная граница которого проходила по междуречью Лабы и Белой (9). О добрых взаимоотношениях между византийскими христианами и аланами свидетельствуют остатки греческих храмов и монастыря в Осетии, датируемых VI-VII в.в. (10). Расцвет Алании приходится на X-XI в.в.; к этому периоду относятся письменные свидетельства византийцев о существовании Аланской епархии, об исповедовании Православия большинством аланского народа и его правителями и наиболее известные археологические памятники – храмы. Среди них - шесть храмов Ильичевского городища на территории Отрадненского района Краснодарского края (2, 3, 10, 11).
С конца VI века земли алан входили в недолго просуществовавший Западно-Тюркский каганат. Его западные владения доходили до низовьев Дона и занимали прикубанские степи, населённые тюркскими племенами, которые известны под общим именем «болгары». Вождь одного из таких племён, утригуров, принял со своей свитой Крещение в Константинополе в 528 году – об этом сообщает в своём историческом труде преподобный Феофан Исповедник ( + ок. 850 г., 24 окт. н.с.). С 635 года в Восточном Приазовье возникает государство Великая Болгария. Её первый правитель, хан Кубрат, сделал своей столицей древнюю Фанагорию и вел активные торговые и дипломатические сношения с Византией. Кубрат был крещён и воспитан в Константинополе и даже был удостоен придворного звания патрикия (12). После его смерти болгары разделились: часть их позднее ушла на Балканы, оставшиеся («чёрные болгары») подпали под власть Хазарского каганата, правителями которого с конца VIII века стали иудеи. Однако в это же время город Таматарха (бывшая Гермонасса) становится центром архиепископии Константинопольского патриархата (2).
Территория нашего края в период c VII по X в.в. стала местом пересечения влияний двух сильных государств: Византии и Хазарии. Упадок последней в конце X века привёл к усилению Алании и появлению новой силы – русского Киевского государства. Князь Святослав Игоревич, разгромив хазар (965 г.), оставил воинский гарнизон в Таматархе, а его сын, св. князь Владимир ( + 1015 г., 28 июля н.с.), после военного похода на Херсонес (988-989 г.г.) присоединил этот город (с окрестными землями) к своим владениям, отдав позднее новосозданное Тмутараканьское княжество сыну Мстиславу. В новокрещенной Руси Тмутаракань – греческая Гермонасса и византийская Таматарха, а ныне посёлок Тамань – также остаётся центром окраинной епархии (13). Около 1060 г. в окрестностях этого города поселяется инок Никон ( + 1088 г., 5 апр. н.с.) – будущий преподобный игумен Печерский, вынужденный оставить Киев под угрозой от князя Изяслава Ярославича, разгневанного пострижением в Печерском монастыре двух его бояр… Преп. Никоном был основан монастырь по образу Киево-Печерского; его остатки ныне обнаружены близ пос. Янтарный, в районе мыса Панагия (2,14). Название самого этого места (греч. «Панагия» - Пресвятая, титул Богоматери) связан с преданием о существовании на мысе в древности византийского храма в честь Богородицы. Храм стоял у самого моря и обрушился в него с краем берега, подмытого волнами.
Сравнительно мало известно о народах, населявших Абхазское царство, существовавшего с VII по X век, когда оно объединилось с Грузинским. Уже упоминалось, что в этих местах первые семена христианской веры были брошены святыми апостолами – Андреем и Симоном Кананитом (Зилотом), мощи которого, по преданию, покоятся под спудом в алтаре храма в Новом Афоне (Анакопии). В византийскую эпоху жители Абхазии – во всяком случае, её приморских земель – без сомнения были православными. На территории нашего края известны древние христианские храмы и погребения в Лоо, Хосте, Адлере, селе Весёлом и других местах района Большого Сочи (15). Они датируются VIII – X в.в. Итак, можно смело сказать, что в сравнении с Киевским и тем более Московским русским государством, Кубанский край имеет гораздо более древнюю историю обращения к Православию населявших его народов. Для Руси его земли были потеряны в XII веке из-за нашествий тюркских кочевых племён, известных как куманы или половцы. Вновь потомки русичей вернулись сюда только в конце XVIII века…
Использованная литература:
1. Анфимов И.Н. Меотские племена Прикубанья. В сборнике: «По страницам истории Кубани. Краеведческие очерки». Краснодар, «Советская Кубань», 1993. 2. Вл. Макарий (Булгаков), архиепископ Харьковский. История русской церкви. Т.1. М., 1994. 3. Вл. Гедеон (Докукин), митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М. - Пятигорск, 1992. 4. Аптекарев А.З. Боспорское царство. В сборнике: «По страницам истории Кубани. Краеведческие очерки». Советская Кубань, 1993. 5. Очерки истории Адыгеи. Т.1. Майкоп, 1957. 6. Анфимов Н.В. Зихские памятники черкесского побережья Кавказа. // Северный Кавказ в древности и средние века. М., 1980. 7. Щербина А.Ф. История Кубанского казачьего войска. Т.1 – История края. Репринт с издания 1910 г. Краснодар, «Советская Кубань», 1992. 8. Ногмов Ш-Б. История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик, 1947 г. 9. Каминская И.В., Каминский В.Н. Аланы на Кубани. В сборнике: «По страницам истории Кубани. Краеведческие очерки». Краснодар, «Советская Кубань», 1993. 10. Протоиерей В. Самойленко. Православие в Осетии. История и современное положение. Диссертация на соискание степени кандидата богословия, СпбДА, 2005. 11. Самойленко А.А. Путеводитель по Кубани. Из-во «Северный Кавказ», 2001. 12. Тарабанов В.А. Болгарские племена на территории края. Хазарский каганат. В сборнике: «По страницам истории Кубани. Краеведческие очерки». Краснодар, «Советская Кубань», 1993. 13. Богословский О.В. Тмутараканское княжество. В сборнике: «По страницам истории Кубани. Краеведческие очерки». Краснодар, «Советская Кубань», 1993. 14. Интернет-газета «Новороссийский рабочий». 10.02.2005 г. 15. Воронов Ю.Н. Древности Сочи и его окрестностей. Краснодарское книжное издательство, 1979.