Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества

Правовая информация









Очерк истории христианства на землях Северо-Западного Кавказа и Предкавказья.

Северное Причерноморье с самых давних времён было местом тесных контактов многих народов. Со времён Геродота (V в. до Р.Х.) известно о коренных жителях Закубанья и Восточного Приазовья – меотах, которых многие исследователи считают в числе предков нынешних адыгов. Прикубанские степи на долгое время стали местом обитания кочевых ираноязычных народов: киммерийцев (X-VII вв. до Р.Х.), скифов (VII – II вв. до Р.Х.), а после них – сарматов (1). Название «Скифия» сохранялось в том числе и за нашими землями у римлян и византийцев вплоть до XII века. Считается, что о них говорил первый историк Церкви, Евсевий Кесарийский, упомянувший (со ссылкой на Оригена) в 3-й главе своего труда об апостольском жребии св. Андрея. Ему для проповеди предназначалась именно Скифия – от восточного берега Чёрного моря и дальше, через побережье нашего края, нынешний Крым и южную Украину до Дуная, западной границы передвижений сарматских племён. О том же, с большими подробностями, сообщает и епископ Тирский Дорофей, современник Евсевия (2).

Вместе со св. апостолом Симоном Кананитом ( I в., 23 мая н.с.), а после уже один, св. Андрей (+ 62 г., 13 дек. н.с.), возвещал о Христе на Кавказе среди племён аланов, абазгов (предков нынешних абхазов) и зихов (3). О последних пишет в начале V века Епифаний Кипрский ( + 403 г., 25 мая н.с.): «Они хотели убить Андрея, но, увидя его убожество, кротость и подвижничество, оставили свое намерение». Следует сказать, что историки христианства той поры использовали не только письменные, но и устные предания, которые специально собирали, посещая места, связанные со странствиями апостолов.






Область с названием «Зихия» ныне довольно чётко отождествляется с черноморским побережьем Краснодарского края, от Таманского полуострова до Абхазии. Проповедь апостола, видимо, не была здесь принята: тот же Епифаний, сам побывавший у зихов, характеризует их как народ с суровым нравом и «наполовину неверующий». По его свидетельству, к принятию христианской веры гораздо более склонны были мирные адыгские племена, жившие в степной части Закубанья и известные в более поздних, уже русских, письменных свидетельствах под именем касогов.
С землями касогов и зихов соседствовали приморские города, исходно возникшие как колонии древних греков. Из них наиболее крупными были Фанагория (на месте нынешнего пос. Сенной, Таманский полуостров), Гермонасса – нынешняя Тамань и Синдская Гавань, впоследствии – Горгиппия близ теперешней Анапы. В начале V в. до Р.Х. города-полисы, лежавшие по обе стороны Керченского пролива (Боспора Киммерийского) объединились в Боспорское царство, просуществовавшее почти четыре столетия. Через него скифские и меотские племена вовлекались в торговлю с Аттикой – главным образом Афинами (4). Греческая культура распространялась в Северном Причерноморье; позднее, после завоевания Греции и Понтийского государства (которому принадлежали боспорские города в первой половине I в. до Р.Х.) Римом, земли Крыма и Тамани вошли в его владения, став затем северными провинциями Византийской империи.
К IV - началу V века относятся первые сведения о возникновении православных епархий с центрами в Фанагории и Зихополисе, находившемся, как считается, у Геленджикской бухты (3,5). Известны имена епископа Фанагорийского Иоанна и архиепископа Зихийского Дамиана, участвовавших в поместных соборах VI века в Константинополе (3). Позднее, к X веку, епархиальными центрами становятся Таматарха – бывшая греческая Гермонасса, т.е. Тамань – и Никопсис; последний отождествляют либо с Анакопией – нынешним Новым Афоном, либо, чаще, с древним городом, располагавшимся около пос. Новомихайловского нашего края, в области древней Зихии.

История этих земель c III века становится бурной: многочисленные народы сменяют друг друга, возникают и распадаются государства, в состав которых попеременно включается территория нынешней Кубани. Набеги готских племён привели к захвату ими Таманского полуострова и земель к юго-востоку от него, вплоть до нынешнего Геленджика.

Эти готы известны под именем тетракситов, так как в VI веке управлялись четырьмя властителями Известно, что среди них было немало христиан - в 547 г., в царствование Юстиниана Первого ( + 565 г., 27 нояб. н.с.), они просили себе епископа из Константинополя (7). Византия при Юстиниане распространила своё влияние на многие области Северного Кавказа и тогдашние готские правители, видимо, были зависимы от империи. Адыги и аланы признавали авторитет византийского василевса и на долгие века сохранили уважительную память о нём (8).
Вероятно, именно при Юстиниане началась активная деятельность христианских миссионеров среди алан. Появление этих ираноязычных племён на Северном Кавказе относят к самому началу I века. Нашествие гуннов (IV в.) вынудило их уйти из степных земель Прикубанья в горы, где в верховьях рек Кубани и Терека позднее возникло Аланское царство, западная граница которого проходила по междуречью Лабы и Белой (9). О добрых взаимоотношениях между византийскими христианами и аланами свидетельствуют остатки греческих храмов и монастыря в Осетии, датируемых VI-VII в.в. (10). Расцвет Алании приходится на X-XI в.в.; к этому периоду относятся письменные свидетельства византийцев о существовании Аланской епархии, об исповедовании Православия большинством аланского народа и его правителями и наиболее известные археологические памятники – храмы. Среди них - шесть храмов Ильичевского городища на территории Отрадненского района Краснодарского края (2, 3, 10, 11).
С конца VI века земли алан входили в недолго просуществовавший Западно-Тюркский каганат. Его западные владения доходили до низовьев Дона и занимали прикубанские степи, населённые тюркскими племенами, которые известны под общим именем «болгары». Вождь одного из таких племён, утригуров, принял со своей свитой Крещение в Константинополе в 528 году – об этом сообщает в своём историческом труде преподобный Феофан Исповедник ( + ок. 850 г., 24 окт. н.с.).
С 635 года в Восточном Приазовье возникает государство Великая Болгария. Её первый правитель, хан Кубрат, сделал своей столицей древнюю Фанагорию и вел активные торговые и дипломатические сношения с Византией. Кубрат был крещён и воспитан в Константинополе и даже был удостоен придворного звания патрикия (12). После его смерти болгары разделились: часть их позднее ушла на Балканы, оставшиеся («чёрные болгары») подпали под власть Хазарского каганата, правителями которого с конца VIII века стали иудеи. Однако в это же время город Таматарха (бывшая Гермонасса) становится центром архиепископии Константинопольского патриархата (2).


Территория нашего края в период c VII по X в.в. стала местом пересечения влияний двух сильных государств: Византии и Хазарии. Упадок последней в конце X века привёл к усилению Алании и появлению новой силы – русского Киевского государства. Князь Святослав Игоревич, разгромив хазар (965 г.), оставил воинский гарнизон в Таматархе, а его сын, св. князь Владимир ( + 1015 г., 28 июля н.с.), после военного похода на Херсонес (988-989 г.г.) присоединил этот город (с окрестными землями) к своим владениям, отдав позднее новосозданное Тмутараканьское княжество сыну Мстиславу.
В новокрещенной Руси Тмутаракань – греческая Гермонасса и византийская Таматарха, а ныне посёлок Тамань – также остаётся центром окраинной епархии (13). Около 1060 г. в окрестностях этого города поселяется инок Никон ( + 1088 г., 5 апр. н.с.) – будущий преподобный игумен Печерский, вынужденный оставить Киев под угрозой от князя Изяслава Ярославича, разгневанного пострижением в Печерском монастыре двух его бояр… Преп. Никоном был основан монастырь по образу Киево-Печерского; его остатки ныне обнаружены близ пос. Янтарный, в районе мыса Панагия (2,14). Название самого этого места (греч. «Панагия» - Пресвятая, титул Богоматери) связан с преданием о существовании на мысе в древности византийского храма в честь Богородицы. Храм стоял у самого моря и обрушился в него с краем берега, подмытого волнами.


Сравнительно мало известно о народах, населявших Абхазское царство, существовавшего с VII по X век, когда оно объединилось с Грузинским. Уже упоминалось, что в этих местах первые семена христианской веры были брошены святыми апостолами – Андреем и Симоном Кананитом (Зилотом), мощи которого, по преданию, покоятся под спудом в алтаре храма в Новом Афоне (Анакопии). В византийскую эпоху жители Абхазии – во всяком случае, её приморских земель – без сомнения были православными. На территории нашего края известны древние христианские храмы и погребения в Лоо, Хосте, Адлере, селе Весёлом и других местах района Большого Сочи (15). Они датируются VIII – X в.в.
Итак, можно смело сказать, что в сравнении с Киевским и тем более Московским русским государством, Кубанский край имеет гораздо более древнюю историю обращения к Православию населявших его народов. Для Руси его земли были потеряны в XII веке из-за нашествий тюркских кочевых племён, известных как куманы или половцы. Вновь потомки русичей вернулись сюда только в конце XVIII века…



Использованная литература:

1. Анфимов И.Н. Меотские племена Прикубанья. В сборнике: «По страницам истории Кубани. Краеведческие очерки». Краснодар, «Советская Кубань», 1993.
2. Вл. Макарий (Булгаков), архиепископ Харьковский. История русской церкви. Т.1. М., 1994.
3. Вл. Гедеон (Докукин), митрополит Ставропольский и Бакинский. История христианства на Северном Кавказе до и после присоединения его к России. М. - Пятигорск, 1992.
4. Аптекарев А.З. Боспорское царство. В сборнике: «По страницам истории Кубани. Краеведческие очерки». Советская Кубань, 1993.
5. Очерки истории Адыгеи. Т.1. Майкоп, 1957.
6. Анфимов Н.В. Зихские памятники черкесского побережья Кавказа. // Северный Кавказ в древности и средние века. М., 1980.
7. Щербина А.Ф. История Кубанского казачьего войска. Т.1 – История края. Репринт с издания 1910 г. Краснодар, «Советская Кубань», 1992.
8. Ногмов Ш-Б. История адыгейского народа, составленная по преданиям кабардинцев. Нальчик, 1947 г.
9. Каминская И.В., Каминский В.Н. Аланы на Кубани. В сборнике: «По страницам истории Кубани. Краеведческие очерки». Краснодар, «Советская Кубань», 1993.
10. Протоиерей В. Самойленко. Православие в Осетии. История и современное положение. Диссертация на соискание степени кандидата богословия, СпбДА, 2005.
11. Самойленко А.А. Путеводитель по Кубани. Из-во «Северный Кавказ», 2001.
12. Тарабанов В.А. Болгарские племена на территории края. Хазарский каганат. В сборнике: «По страницам истории Кубани. Краеведческие очерки». Краснодар, «Советская Кубань», 1993.
13. Богословский О.В. Тмутараканское княжество. В сборнике: «По страницам истории Кубани. Краеведческие очерки». Краснодар, «Советская Кубань», 1993.
14. Интернет-газета «Новороссийский рабочий». 10.02.2005 г.
15. Воронов Ю.Н. Древности Сочи и его окрестностей. Краснодарское книжное издательство, 1979.

 
Декабрь 2024
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

В Краснодаре состоялся съезд общества православных врачей

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

В первые дни Рождественского поста в обители «Всецарица»

В оранжерее монастырского подворья 29 ноября собрали урожай лимонов

В ТАСС состоялась презентация экспозиционно-выставочного центра, посвященного истории Новодевичьего ставропигиального монастыря

В Санкт-Петербургской духовной академии прошла научно-богословская конференция «Переводы и исследования христианских источников»

В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы глава Казахстанского митрополичьего округа совершил Литургию в Вознесенском кафедральном соборе Алма-Аты

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2024.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.