Святая Земля. Назарет.
В жизни каждого православного паломника посещающего Святую Землю, особый след в душе оставляет и город Назарет.
Назарет расположен в центре Нижней Галилеи, среди невысоких гор, высота которых не превышает 500 метров. Местоположение его прекрасно и внушительно, с верха горы, к которой прислонился город, открывается величественная панорама Эздрелонской долины , горы Фавора, горы Кармил, горы Ермон и горы Гильбоа, а на заднем плане — Средиземное море. При приближении к городу, мысленно переносишься в те далекие времена, когда там жила Пречистая Дева Мария и Назарет ещё не имел такого мирового значения. В Ветхом Завете Он не упоминается, и свое мировое значение Назарет приобрел только в связи с земной жизнью Спасителя, начавшееся с Благой вести Пречистой Деве Марии. Появление Девы Марий исподволь готовилось Божественным Промыслом. Последовательно в длинной цепи поколений возвышалось благородство, утончались чувства, все духовно совершеннее становилась природа, пока, наконец, благословенная чета, Иоаким и Анна, оказались той благодатной почвой, на которой мог появиться такой чудный всход, как Пресвятая Дева Мария. В трех днях пути от Иерусалима лежал ничтожный городок Назарет, где жили Иоаким и Анна, которых мы представляем себе теперь не иначе, как с усвоенным им церковью именем «Богоотцов», Происходили они из царственного рода Давида, потомки которого в то время смешались в общем множестве народа, ничем от других не отличаясь. Они жили безбедно, и Иоаким владел многочисленными стадами. Отличительной чертой их характера было милосердие к бедным. На себя они тратили только одну треть со своих доходов, другую жертвовали в храм, а третью раздавали бедным. Большего ничего не известно об их жизни, но то самое, что от них произошла Пресвятая Дева, должно было доказывать, что они праведностью своею превзошли всех ране живших людей, были тою высшею точкой, до которой могла только достичь жизнь людей в ветхом завете. Однако горе, неисходное, ежедневное, постоянно грызущее горе, омрачало жизнь этих добрых людей. У них не было детей, а у израильтян это считалось позорным, потому что бездетные люди лишались надежды иметь Мессию своим потомком. В один из великих праздников Иоаким пришел со своими соплеменниками в Иерусалимский храм для приношения жертвы Богу. Но здесь случился человек, который стал говорить уничижительно о его бездетном браке. Тут в храме, к которому так лежала душа праведного Иоакима, пред жертвой, которую он намеревался с такой любовью принести, его проняло жуткое чувство своего недостоинства. В глубокой скорби вышел он из храма, повторяя: «Для всех сейчас великий праздник, а для меня день слез ». Он утешал себя тем, что, быть может, пример его не единственный, и в надежде найти благочестивого бесчадного мужа, он из храма пошел осматривать родословные таблицы двенадцати колен. Но таблицы сказали ему, что все благочестивые люди имели потомство, и даже у столетнего Авраама был сын. Иоаким был до того опечален, что не пожелал вернуться домой, а отправился в пустыню, где в горах паслись его овцы. Сердце его было полно глубокой скорби. Чем он был хуже других людей ? Разве он не стремился исполнить закон ? За что же такая судьба и такое поношение ? Сорок дней он провел в пустыне, решившись не возвращаться домой, пока Бог Израилев не посетит его Своею милостью. И он молился о чуде, молился о том, чтобы Бог помог ему стать отцом, как некогда стал отцом в глубокой старости Авраам.
Весть о печальном событии в Иерусалиме дошла в Назарет до Анны. Она тосковала еще более, чем ее муж, считая себя причиною всего происшедшего, и, как муж ее, горячо молила Бога, чтобы он разрешил ее неплодие. Как-то, копаясь в саду, она увидала среди ветвей лаврового дерева гнездо едва оперившихся птичек, и вид этого счастливого, полного жизни гнезда поверг ее в еще большее уныние. «Одна я, — говорила она, — мертва и безжизненна. Вся природа прославляет Тебя своими плодами. Все радуются о детях своих, я одна безчадна, как степь безводная... Господи, Господи! Ты даровал Сарре сына в старости; услыши же и меня, и я принесу рожденное от меня в дар Тебе, и да благословится в нем Твое милосердие!» Всю душу свою вложила Анна в эту молитву. И, едва кончила ее, как предстал пред нею ангел Божий и сказал: «Твоя молитва услышана; вопли твои прошли через облака, слезы твои упали пред престолом Господа, Ты родишь дочь благословенную, высшую всех дочерей земных. Ради Нее благословятся все роды земные. Чрез Нее дастся спасение всему миру, и наречется она Марией». Анна тут же дала обещание: если у нее будет дитя, отдать его на служение Богу, и, прежде чем поделиться радостью с мужем, отправилась в Иерусалимский храм, чтобы благодарить Бога и повторить там свой обет. Между тем ангел явился и Иоакиму в пустыне и сказал ему:« Бог услышал твою молитву, у жены твоей Анны родится дочь и станет вашею общею радостью. В знак верности моих слов иди в Иерусалим. Там у Золотых ворот ты найдешь твою жену, которой я уже возвестил эту радость». Счастливые супруги встретились в Иерусалиме, рассказали друг другу о явлении ангела и вместе принесли в храме жертву. 9 декабря Православная Церковь празднует Зачатие Пресвятой Девы Анною, а через 9 месяцев после этого дня, 8 сентября, Пречистая Дева родилась на свет. Хотя Иоаким и Анна не выделялись внешним значением своим, Пресвятая Дева имела за собой длинный ряд предков, восходивший в отдаленные века, и среди них были имена патриархов, первосвященников и царей Иудейских. Существует предание, что по исполнении Марии шестимесячного возраста Анна поставила Ее на землю, чтобы посмотреть, может ли Она стоять. Дитя сделало семь шагов, потом пошла обратно в руки матери. Анна решила, что дочь ее не будет ходить по земле, пока она Ее не введет в храм Господень. Когда Марии исполнился год, отец Ее сделал пир, на который собрал священников, старейшин и много народу и подносил Марию под благословение священников и первосвященников. Анна же радостно прославляла Бога, что он разрешил ее неплодие и «отъял поношение врагов ее». Еще через год Иоаким думал исполнить над Мариею обет посвящения Ее Богу, но Анна, боясь, что в храме дитя соскучится по дому, и желая по материнской нежности дольше удержать Ее при себе, уговорила мужа отсрочить на один год его намерение. Всего трех лет от роду Пресвятая Дева была введена во храм Иерусалимский. При храме в то время проживали мужи и жены — из вдов и девиц, ведшие чистый, благочестивый образ жизни. Это был как бы первообраз будущих христианских иноков. Пресвятая Дева только еще недавно научилась говорить, но уже вся Ее душа влеклась к Богу. Сердце Ее было охвачено пламенем чистейшей любви Божественной. Жизнь среди людей этому удивительному ребенку с созревшею душой не казалась привлекательной. И она Сама напомнила родителям об исполнении их обета. Печаль от разлуки с Дочерью боролась в душе Анны с радостью вручить Богу тот дар, который она от Бога получила... Торжественным шествием приближалась Анна с малюткой ко храму. В руках девочек, сопровождавших Марию, и в руках других присутствующих горели свечи. Подробности об этом событии, надо полагать, сохранились в христианстве чрез апостола Иоанна Богослова, который мог слышать о них рассказы из уст Самой Богоматери в те годы, когда имел Ее на своем попечении. Навстречу Иоакиму и Анне вышли с пением из храма священники и первосвященник. Анна поставила младенца Марию на первую ступень крыльца храма, которое имело всего пятнадцать высоких Ступеней... И совершилось великое знамение. Никем не ведомая, никем не поддерживаемая, Дева легко и прямо взошла на вершину крыльца. Ангелы Божии, конечно, спустились тогда с неба и незаметно вознесли Богоматерь по высоким ступеням. Все были изумлены. А первосвященник силою таинственного вдохновения не остановился на том месте, дальше которого не ходил обыкновенно молящийся народ. Он повел за собой Марию в сокровенную глубину храма, во «Святое Снятых». А туда не позволялось ходить не только никому из женщин, но не вступали туда даже и священники, и лишь первосвященник однажды в год входил туда, неся с собою жертвенную кровь. Были Поражены этим необыкновенным событием не только все присутствовавшие люди, но и ангелы, которые тогда еще не знали будущего Марии. «Святое Святых» стало местом постоянных молитв Марии. Другие девы не имели права и приблизиться к этому святилищу, а Мария всегда могла входить сюда. Так как там уже не было ветхого ковчега завета, как бы в знамение того, что времена этого завета миновали, то Святая Дева являлась Самановым «одушевленным божьим кивотом». Принеся благодарственную жертву; Иоаким и Анна вернулись домой. Жизнь их, хотя и одинокая, не была уже больше омрачена поношением, никто не упрекал их больше за бесплодие. А Мария тихо росла в Иерусалиме в обществе сверстниц также, как Она, живших при храме. При детях находились благочестивые надзирательницы, они учили своих питомиц рукоделиям и Священному Писанию. Здесь научилась Пресвятая Дева тем ручным работам, которыми усердно занималась всю жизнь до конца своих дней. Для молитвы, оставив работу, Она уходила во «Святое Святых». Уединение стало необходимым для Нее состоянием. Здесь ее возвышенный разум весь отдавался Богопознанию. С каждым днем как-то больше и глубже вдумывалась Она в величие Бога, и душа Ее все более и более отражала чудные свойства Божества. Какая-то благоговейная тихость отмечала Ее поведение. Ни одного неспокойного слова не сорвалось с Ее всегда кротких уст. Речь Ее была приятна, и чувствовалась в этой речи высочайшая истина. Ежедневно с раннего утра Она молилась до третьего часа (по нашему счету до 9 утра), затем шесть часов проводила за рукоделием или за чтением Священного Писания. С девятого же часа (с 3 часов дня) опять начинала молитву и молилась, пока ангел, служивший Ей, не приносил ей пищу. Ум у Нее был восприимчивый, острый, глубокий. Она много думала и очень мало говорила. Пряжа льна и шерсти была самым обычным Ее рукоделием. Часто вышивала Она шелками, особенно облачения священнические. Посещение ангелами Девы Марии не укрылось однажды от первосвященника Захарии, который был изумлен и самым этим явлением, и тем, что ангел принес Деве вещественную пищу. И стал думать первосвященник, не есть ли Дева Мария та таинственная, пророками предвозвещенная Дева, от Которой родится Мессия. д. Живя во храме, Пресвятая Дева лишилась родителей. Сперва умер 80-летний Иоаким, а вслед за ним и Анна. Так в нежном возрасте обречена была испытать горькое сиротство. Та, Которая впоследствии должна была исцелять сиротство всех одиноких, покинутых людей, стать Матерью, Утешительницей и Заступницей всех безматерних сирот. Конечно, сознание Своей беспомощности, Своего одиночества среди людей должно было еще сильнее обратить сердце Марии к Богу, в Котором было теперь заключено все Ее счастье и вся Ее судьба. Мысль о браке, о земной любви должна была казаться невозможной для Пренепорочной Девы — этого невиданного дотоле на земле воплощения духовности и чистоты. Между тем Деве надлежало стать матерью. Божественный Промысл должен был создать такую обстановку жизни Пресвятой Девы, в которой бы девство Ее осталось ненарушенным и в то же время рождение от Нее Христа казалось бы евреям делом естественным. По истечении четырнадцати лет пребывания Марии во храме первосвященники объявили Ей, что по обычаю Ей надо оставить храм и выйти замуж. Пресвятая Дева им ответила, что Она от рождения посвящена Богу и желает всю Свою жизнь соблюсти девство. Удивились Ее ответу, так как намерение это было необычайно и ново для израильской девушки. С одной стороны, они не смели дозволить Марии по достижении совершеннолетия оставаться ври храме, с другой — не решались и силою принудить Ее к браку. А третьего решения вопроса не было. Мучимые неизвестностью, как быть, они, наконец, стали просить у Бога, чтобы Он непосредственно объявил им Свою волю. После общей молитвы священников, первосвященник, облекшись в свои священные одежды, вошел за завесу и там увидел ангела Господня. Ангел сказал первосвященнику: «Захария, собери неженатых мужей колена Иудова, из дома Давидова, пусть они принесут с собой свои посохи. И, кому Господь покажет знамение, тому ты и вручишь Деву, чтоб он стал хранителем Ее девства». Захария тогда нарядил гонцов по всем сторонам Израильской земли, чтоб созвать мужей в Иерусалим. Приблизился между тем праздник Обновления Храма, на который собралось множество народа и также мужи из рода Давидова, о которых говорил ангел. Первосвященник собрал этих мужей к храму и, отобрав у них жезлы, внес их в храм, произнеся молитву: «Господи Боже, покажи мужа, достойного стать обручником Девы». Когда вслед за тем первосвященник вошел за жезлами в святилище, он увидел, что все жезлы остались в своем прежнем виде, а один жезл расцвел. Этот жезл принадлежал родственнику Пречистой Девы Марии праведному 80-летнему старцу Иосифу, добывавшему себе хлеб плотничьим ремеслом. Так совершилось знамение, которое указало первосвященнику на человека, назначенного Промыслом быть хранителем Девы Марии. Кроме того, что жезл расцвел, на нем сидела голубица, которая вспорхнула в воздух и стала виться над головою Иосифа. Подав жезл Иосифу, первосвященник сказал: «Ты примешь Деву и будешь хранить Ее». Иосиф возразил, что у него есть дома взрослые сыновья, что он станет посмешищем для людей, если возьмет к себе в дом столь юную девицу. Но первосвященник сумел уговорить его не противиться Божьей воле, и тогда же произошло обручение. По преданию Пречистая Дева была сильно опечалена решением священников. Трудно Ей было расставаться с храмом, но Ей было откровение от Бога, чтобы она не боялась идти в дом Иосифа, праведного старца, Ее обручника. Иосиф ЕЙ был назначен не как муж, а как хранитель Ее святыни и заботливый Ее служитель. Со стороны все должны были думать, «что Мария и Иосиф живут в обыкновенном браке, тогда как Ее девство оставалось по-прежнему ненарушенным. Старец Иосиф был потомок Давида и Соломона. Это был человек твердого, праведного, искреннего нрава, скромный, внимательный, трудолюбивый. От брака с Саломией у него было две дочери и четыре сына. Пред обручением с Девой Марией он прожил много лет в честном вдовстве. Вот Мария рассталась с Иерусалимом, где невидно в священной обстановке протекло Ее детство и отрочество. Иосиф повел Ее за собой в Галилею в ничтожный, маленький Назарет, на жизнь, полную труда я лишений, на скромную долю. И не знал никто тогда, что этим исходом Девы Марии в Назарет начинался ряд поразительных и великих событий, которые должны были перестроить жизнь вселенной. Поселившись в Назарете, Дева Мария не изменяла образа жизни, к которому привыкла в Иерусалиме. По-прежнему молитвы и рукоделия делили между собою все Ее время. Обстоятельства доставили Ей большую работу, которая требовала Ее особенного внимания. Священники Иерусалимского храма задумали сделать новую завесу пред «Святое Святых» и поручили работу нескольким непорочным девам из племени Давида. Работа была распределена по частям между девами метанием жребия, и на долю Девы Марии достался «червлень» и «настоящая багряница»... И вот после посещения для этого дела Иерусалима Пречистая Дева опять в Назарете, в тишине, в молчании сосредоточенной души Своей, в таинственных, неясных предчувствиях чего-то великого, подходящего все ближе и ближе… На краю города находился колодец, из которого Пресвятая Дева Мария, как и другие жители Назарета, брала воду. С этим колодцем древнее предание связывает первое Благовещение Пресвятой Богородице. Однажды Пречистая Дева Мария пришла за водой и услышала: «Радуйся, Благодатная». Над колодцем, где Пресвятая Дева Мария набирала воду, ведет древняя каменная лестница, на четырех небольших колоннах сейчас устроен престол, а над ним установлена икона Благовещения. В этом месте в XVIII веке возведен греческий православный монастырь во имя архангела Гавриила. Церковь возведена над пещерой, в которой берет свое начало источник: водами его и питается древний колодец, называемый «Фонтаном Марии». Она построена усердием и пособием Российских царей. Сам момент Благовещения наступил позднее в доме, когда Пресвятая Дева Мария вернулась к Себе. Это событие описывается в Новом Завете евангелистом Лукой (1. 26–38). Бог послал к Пречистой Деве архангела Гавриила, дабы он возвестил Ей о скором Рождестве от Нее Господа. По преданию, в тот момент, когда перед Ней явился архангел, Она читала отрывок из Книги пророка Исаии «се, Дева во чреве приимет…» (Ис 7. 14). Богородица начала молиться о том, чтобы Господь открыл Ей таинственный смысл этих слов и скорее исполнил Свое обетование. Как раз в этот миг Она увидела перед Собой архангела Гавриила, который возвестил Ей о скором рождении Сына. Младенец будет Сыном Всевышнего, наречется Иисусом, наследует престол Давидов и Его Царству не будет конца. Мария недоумевает: как может все это исполниться, если Она пребывает в девстве? Ангел отвечает: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1. 35). Мария в ответ на слова архангела дает Свое добровольное согласие на Боговоплощение: «Се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1. 38). Арх. Гавриил отходит от Богородицы. Совершается безмужное зачатие Господа Иисуса Христа. Не Иерусалиму и не какому-либо другому знаменитому городу тогдашнего мира, а смиренному Назарету суждено было первому услышать и принять спасительную весть о пришествии Мессии. Тайна спасения мира была дивно открыта людям не важным и сильным – руководителям народа еврейского, не книжникам и законодателям, а бедной и неизвестной Деве, смиренно проживавшей в скромной хижине. После события Благовещения Богородица отправилась навестить Свою родственницу прав. Елисавету, будущую мать св. Иоанна Крестителя (Предтечи). Праведные Захария и Елисавета жили в левитском г. Иута. В соответствии с преданием, по дороге в Иуту Богородица посетила Иерусалим и передала в храм уже готовое рукоделие — часть новой завесы. Там над Богородицей произнес возвышенное благословение первосвященник, сказавший, что Господь прославит Марию во всех родах земных (Протоевангелие. 12). Событие встречи Богородицы и Елисаветы описывает евангелист Лука (Лк 1. 39–56). В момент встречи Марии и Елисаветы младенец взыграл во чреве Елисаветы. Она исполнилась Святого Духа и произнесла пророческие слова о Матери Господа, посетившей ее дом. Богородица ответила ей торжественным поэтическим гимном: «Величит душа Моя Господа…» (Лк 1. 46–55), прославляющим милосердие Божие, являемое Израилю в исполнение древних пророчеств о Мессии. Она свидетельствует, что отныне Ее ублажат все поколения живущих на земле. Богородица находилась в доме Захарии и Елисаветы около 3 месяцев, затем вернулась в Назарет. Вскоре Иосиф заметил, что Мария носит во чреве плод и пришел от этого в смущение. Он хотел втайне отпустить Ее из своего дома, тем самым освободив от преследования по суровому ветхозаветному закону. Однако Иосифу явился во сне ангел и засвидетельствовал, что рождающийся от Богородицы Младенец зачат наитием Святого Духа. Она родит Сына, Которого следует назвать именем Иисус, так как Он спасет человечество от грехов. Иосиф был послушен воле Божией и принял Марию, вновь, как и прежде, оберегая Ее чистоту и девство (Мф 1. 18–25). Новозаветный рассказ о событии Рождества Христова содержится в двух, дополняющих друг друга, Евангелиях — от Матфея (1. 18–2. 23) и от Луки (2. 1–20). Здесь повествуется о том, что во времена царствования имп. Августа в Риме (под властью которого находилась в те времена Палестина) и царя Ирода в Иудее по решению императора, была устроена перепись населения. При этом евреям — для их участия в переписи — надлежало прийти в те города, откуда происходил их род. Иосиф и Мария, ожидавшая уже к тому времени скорого рождения Ребенка, пришли в Вифлеем, так как происходили из рода царя Давида . Вифлеем же был городом Давидовым. Не найдя свободных мест в гостинице, они вынуждены были (хотя это было холодное время года) поселиться в загоне для скота — по Церковному Преданию, берущему начало в раннехристианских апокрифах и в свидетельствах древних отцов Церкви , это была пещера. В этой пещере ночью у Пресвятой Девы и родился Богомладенец Иисус Христос. Рождество совершилось без обычных для рожениц физических страданий. Богородица Сама спеленала Господа по Его Рождестве и положила в ясли, куда кладут корм для скота. Здесь, в пещере, Она оказалась свидетельницей поклонения Господу пастухов и слагала в сердце Своем слова их рассказа о чудесном явлении в поле ангельских сил (Лк 2. 8–14, 19). Между рождением нашего Господа Иисуса Христа в Вифлееме и поселением Иосифа, Марии и младенца Иисуса в Назарете мы видим еще пребывание святого семейства в Египте. В Ев. Матф. 2, 13-14 мы читаем: "...се, ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе; ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его. Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью, и пошел в Египет..." Иосиф и Мария не должны были терять время: они сейчас же отправились в путь и успокоились только тогда, когда достигли границ Египта, за пределы которых царь Ирод уже не имел права вступить со своими воинами. Апокрифические евангелия содержат много легенд, посвященных этому путешествию святого семейства в Египет; между прочим, есть легенда - будто бы птицы своими крыльями заметали следы, оставляемые святым семейством, чтобы воины Ирода не могли гнаться за младенцем Иисусом. Но святое семейство охранял, конечно, Сам Господь и привел его благополучно в древнюю страну фараонов, где они укрывались некоторое время от злых козней жестокого царя Ирода. Есть предположение, что святое семейство укрывалось недалеко от города Каира, нынешней столицы Объединенной Арабской Республики. После смерти Ирода святое семейство вернулось на родину и намеревалось поселиться в Вифлееме, но план Божий был для них другой: "Услышав же, что Архелай царствует в Иудее, вместо Ирода, отца своего, (Иосиф) убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские и пришед поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророка, что Он Назореем наречется" (Ев. Матф. 2, 22-23). Надо сказать, что Евангелие нигде не говорит, что Иисус, ходя по городам и селениям Палестины, когда-либо посетил Вифлеем. Не потому ли, что с Вифлеемом у Него были связаны тяжелые воспоминания о тысячах младенцев, умерщвленных Иродом за имя Его? И вот святое семейство поселилось в Назарете. Мы можем себе представить тот день, когда Иосиф и Мария с младенцем Иисусом на руках открыли свой запертый домик в Назарете, покинутый ими, когда они направились в Вифлеем на перепись, согласно повелению кесаря Августа. Иосифу и Марии был знаком каждый уголок в Назарете - ведь они были его жителями,- но Иисус впервые стал его обитателем. Тридцать лет было Ему суждено провести в этом райском уголке земли. По красоте природы Назарет был поистине райским уголком. Как были рады Иосиф и Мария снова поселиться в этом маленьком, тихом городке и успокоиться от тревожных дней, пережитых в Вифлееме и Египте в связи с исканием Ирода погубить их младенца. Жилище Святого семейства находилось при самом въезде в город. В 70 году, когда римский император Тит разрушил и разграбил Святую землю, дом Пречистой Девы Марии и Иосифа Обручника по Божьему промыслу остался целым и неоскверненным, и уже в III веке над пещерой стояла христианская церковь, о чем свидетельствует найденная во время археологических раскопок надпись, датируемая 249-м годом. В IV веке здесь по повелению святой равноапостольной царицы Елены была возведена византийская базилика, но в середине VII веке ее разрушили очередные завоеватели. Впоследствии крестоносцы восстановили этот храм, причем при его сооружении были использованы остатки прежнего. Середина VIII века храм воздвигнутый над жилищем Святого семейства разрушают мусульмане, как и другие христианские святыни, и только в XVII веке в Назарете начинают восстанавливаться христианские святыни. Над пещерой скромного жилища, францисканцы возвели церковь Благовещения с тремя пределами, которая почитается во всем христианском мире. Внутри храма, против его главного входа, в стороне от престола святого Архангела, возвышается природная скала. Лестница в несколько ступеней ведет в нижнюю пещеру – «Горницу святой Девы Марии», в которой и произошло Благовещение. В этой пещере устроен храм, под престолом которого изображен мраморный круг с крестом, он обозначает место, где стояла и внимала словам Благословения Пречистая Дева Мария. А место, где перед Богоматерью предстал архангел Гавриил, обозначено мраморной колонной, середина которой выпилена. Предание повествует, что ее выпилили язычники, рассчитывавшие найти в колонне сокровища и за дерзость свою были поражены слепотой. С глубоким благоговением кланяются этим местам паломники, лобзая как бы живые следы Пресвятой Богородицы и небесного вестника. Из нижней пещеры, где совершалось Благовещение, ведет вход в верхние комнаты, которые сохраняются в своем первоначальном виде. В первой из них, по преданию, Богоматерь воспитывала Божественного Младенца: колыбелью Ему служило углубление в стене, где теперь устроен престол с надписью: « Здесь был Он в повиновении у родителей». А во второй комнате жил праведный Иосиф Обручник - хранитель Девы Марии и Ее Божественного Сына. Внешне убогое жилище Святого Семейства дает каждому из нас назидательный урок: смиренно довольствуйся малым, чтобы не обличили тебя в привязанности к роскошным помещениям, покою и изнеженности. В 1895 году на территории францисканского монастыря построили красивую церковь во имя праведного Иосифа - над предлагаемым местом его плотничьей мастерской. Дома Пресвятой Богородицы в Назарете сейчас нет, он находиться в итальянском городе Лорето. В Назарете прошли детские, отроческие и юношеские годы Господа Иисуса Христа. Здесь Иисус Христос преуспевал в премудрости и в возрасте и в любви у Бога и человеков. Среди многочисленных древностей Святой Земли, город Назарет - это бесспорный источник Христианской Веры, место, где все началось.
Италия. г.Лорето. "Святой Дом из Назарета".
Материал подготовила Н.Малиновская по итогам паломничества.
Используемые материалы : 1.Земная жизнь Пресвятой Богородицы. Е.Поселянин. 2.Православные Святыни. ОЛМА Медиагрупп. Москва 2006.
Италия. г.Лорето. "Святой Дом из Назарета".
Вид на Благовещенский храм с вершины горы Свержения. | |
|
Благовещенский храм. | |
|
Купол храма Благовещения. | |
|
У пещерного храма на месте дома Пресвятой Богородицы. | |
|
Горница святой Девы Марии. | |
|
Пресол на месте где внимала словам Благовещения Пресвятая Дева. | |
|
Природная скала. | |
|
Остатки стены древней Базилики. | |
|
Фрагмент пола византийской эпохи. | |
|
Хозяйственный двор Святого Дома. | |
|
Выход из дома во двор. | |
|
Галерея Пресвятой Богородицы, Благовещенского храма. | |
|
Дорога к храму прав.Иосифа на месте плотницкой мастерской. | |
|
Вход в храм прав.Иосифа и в мастерскую. | |
|
Святое семейство. | |
|
Вход в плотницкую мастерскую. | |
|
Стены мастерской. | |
|
Храм Архангела Гавриила. | |
|
Спуск к святому источнику из которого брала воду Пресвятая Дева Мария. | |
|
Святой источник. | |
|
|