|
|
Значение и Сила Крестных Страданий Спасителя
Епископ Александр (Милеант)
Тайна Креста
У одного богатого человека было два сына. Старший был тихим, трудолюбивым и послушным; младший, напротив, был ленивым, легкомысленным и своенравным. Он любил убегать из дому, чтобы встречаться со всякими бродягами, и этим печалил отца. Однажды, когда отец с старшим сыном отлучились на несколько дней, младший сын устроил дома вечеринку для своих друзей. Загремела музыка, полилось вино. Друзья, разгоряченные вином, повздорили. Произошла безобразная драка с ранениями и пожаром в доме. Скрываясь от наказания, младший сын бежал. Старшему сыну стало жаль своего младшего брата, ставшего на дурной путь, и он начал его всюду искать. После долгих странствований он, наконец, нашел его, больного и изможденного, в тюрьме какого-то пограничного селения. Дав судье выкуп, старший брат подлечил и одел его, а потом привел в имение отца. Младший сын, сознавая свою вину, боялся показаться на глаза отцу. Тогда старший сын, придя к отцу, пал перед ним на колени и со слезами стал просить простить младшего, ручаясь, что тот теперь исправился и предлагая возместить отцу все убытки, причиненные младшим братом. Отец, растроганный такой любовью старшего сына, простил младшего и принял его как полноправного сына. Младший же сын, вразумленный невзгодами и, особенно, добротой своего старшего брата, совершенно изменился. Остальные годы своей жизни он был утешением и поддержкой своему престарелому родителю. Сходство этого сюжета с Евангельским повествованием спасения человеческого рода, совершенного Господом Иисусом Христом, состоит в том, что люди, подобно младшему брату, стали жить неправедно, лишили себя райской жизни и подверглись множеству бедствий. Господь Иисус Христос, подобно старшему брату, пришел в наш грешный мир, чтобы нас спасти и вернуть в Отчий дом - рай. Он нас освободил от плена греха и излечил наши душевные недуги. Своим подвигом Он вернул нам благоволение Небесного Отца, показал нам жизненный путь и Своей бесконечной любовью вдохнул в нас силы делать добро. Чтобы приблизить к пониманию спасительное дело Господа Иисуса Христа, Священное Писание пользуется рассказами-притчами, взятыми из пастушеской и земледельческой жизни тех времен. Среди таких рассказов можно привести притчу о заблудшей овце, которую нашел и спас добрый пастырь; притчу о бесплодной смоковнице, над которой потрудился заботливый садовник; притчу о винограднике, с которого пришел собрать плоды сын хозяина, и другие (Смотри Мт. 18:12-14; Лук. 13:6-9; Ис. 5:1-8 и Мт. 21:33-44). Эти образные библейские рассказы, с одной стороны, показывают нам, как род человеческий заблудился и стал бесплодным духовно; с другой стороны, они раскрывают главную причину, побудившую Сына Божия придти в мир, - Его любовь и сострадание к погибающим людям. Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас "искупил" (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога. С детской простотой повествуют галилейские рыбаки о том, как воплотившийся Единородный Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти. Апостолы не стараются объяснить, почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем. Несомненно, что вся жизнь Господа Иисуса Христа, каждое Его слово и поступок были направлены к одной цели - спасению человека. К спасению людей вело то, что Он пришел на землю и стал человеком; этим Он влил в дряхлый человеческий организм струю Божественной жизни. К спасению людей вели Его молитва за весь мир, Его личный пример любви и сострадания к людям, пример Его бескорыстия, чистоты, абсолютного послушания Богу Отцу и других добродетелей. К спасению людей было направлено Его божественное учение о том, как надо верить и жить, к чему надо стремиться. Его пророчества и бесчисленные чудеса являли истинность Его слов и Его небесного посланничества. Однако, все эти события в жизни Спасителя не уменьшают значения Голгофы. Читая Евангелие, мы видим, что Его крестная смерть не произошла в результате неблагоприятных обстоятельств или была принята Им для назидательного примера ученикам, как некоторые стараются упрощенно объяснить, но являлась важнейшим моментом Его спасительной миссии. Господь пришел в мир для того, чтобы Своими страданиями нас спасти! Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является "камнем преткновения" для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. "Это невозможно!" - возражали одни; "Это не нужно!" - утверждали другие. Наличие такого "противоречия" в христианской проповеди всегда было для ее слушателей пробным камнем их веры и послушания Богу. Св. Павел в своем послании к Коринфянам делится со своими учениками опытом своих проповеднических трудов: "Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость" (1 Кор. 1:17-24). Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других. То, как люди воспринимают страдания Спасителя, показывает направление их воли, доброе или злое. Это предсказал еще праведный Симеон Деве Марии, когда Она принесла в храм Божественного Младенца: "Се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и в предмет споров ... да откроются помышления многих сердец." При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже "соблазнительным для погибающих," обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. (Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо: а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу; б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю; в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви; г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир; д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она - запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).
Агнец Божий, взявший на Себя грехи мира
Крестная смерть Мессии, центр Его спасительного подвига, была предметом многих ветхозаветных пророчеств и священных предуказаний, как, например, жертвоприношения Исаака, принесения жертв в храме и других библейских событий. Из ветхозаветных предсказаний о страданиях Богочеловека самым ярким является пророчество Исаии, которое мы здесь приводим. "Господи! - начинает пророк, указывая на невероятность того, о чем он пишет, - кто поверил слышанному от нас и кому открылась мышца (сила) Господня? Мы видели Его (Мессию), и не было в Нем вида, который привлекал бы нас к Нему. Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни. И мы отвращали от Него лицо свое. Он был презираем и мы "ни во что" ставили Его. Но Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни. А мы думали, что Он был поражаем, наказуем и уничижен Богом. Но Он изъязвлен был за грехи наши и мучим за беззакония наши. Наказание мира нашего было на Нем, и ранами Его мы исцелились. Все мы блуждали, как овцы, совратились каждый на свою дорогу, - и Господь возложил на Него грехи всех нас. Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих. От уз и суда Он был взят. Но род Его (Его Божественное происхождение), кто изъяснит? Ибо Он отторгнут от земли живых. За преступления народа моего претерпел казнь. Ему назначили гроб с злодеями, но Он погребен у богатого (Иосифа Аримафейского), потому что не сделал греха, и не было лжи в устах Его. Но Господу (Богу Отцу) было угодно поразить Его, и Он предал Его мучению. Когда же душа Его принесет жертву умилостивления, Он узрит потомство долговечное (искупленных Им людей). И воля Господня успешно будет исполняться рукою Его. На подвиг души Своей Он будет смотреть с довольством. Чрез познание Его Он, Праведник, Раб Мой, оправдает многих и грехи их на Себе понесет. Посему Я дам Ему часть между великими, и с сильными будет делить добычу за то, что предал душу Свою на смерть, и к злодеям причтен был, тогда как Он понес на Себе грех многих и за преступников сделался ходатаем" (Исаия 53-я глава). В этом пророчестве искупительная суть крестной смерти Мессии, как добровольной жертвы очищения людских грехов, выражена с предельной ясностью. Замечательно, что именно на это пророчество сослался пророк Иоанн Креститель, когда Господь Иисус Христос только начал Свое общественное служение, говоря: "Вот, Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира." Ниже мы остановимся на том, что говорил Спаситель и Его апостолы об искупительных крестных страданиях.
Что Спаситель говорил о Своих крестных страданиях
Уже с первого года призвания апостолов Господь Иисус Христос начал им говорить о предстоящих Ему страданиях. Так, например, Он говорил ученикам, что "Ему должно идти в Иерусалим и много пострадать от старейшин, первосвященников и книжников, и быть убиту, и в третий день воскреснуть." Когда же ап. Петр, руководствуясь добрыми чувствами к Учителю, пытался было отговорить Его от такого подвига, Господь решительно и строго остановил Петра, сказав ему: "Отойди от Меня, сатана! Ты думаешь не о том, что Божие, но что человеческое" (Мт. 16:21-23). Немного позже, поясняя апостолам цель Своего пришествия в мир, Господь сказал: "Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но для того, чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих" (Мт. 20:28). Незадолго до Своих крестных страданий Господь Иисус Христос снова поведал апостолам, какой великий подвиг Ему предстоит, поясняя, что именно для совершения этого искупительного подвига Он пришел в наш мир: "Душа Моя теперь возмутилась; и что Мне сказать? Отче! Избавь Меня от часа сего! Но на сей час Я и пришел" (Иоан. 12:27). Только в прощальной беседе с учениками во время Тайной вечери Спаситель стал говорить о духовных плодах предстоящих Ему страданий. Так, Ему надо пострадать для o Осуждения дьявола, o Привлечения людей на путь спасения, o Прощения грехов верующим, o Ниспослания на верующих Духа Утешителя o Для приготовления верующим небесных обителей Приводим здесь из прощальной беседы слова Спасителя об этом. Начиная Свою беседу, Господь объяснил, что Его смерть необходима, потому что: "Если пшеничное зерно, упав в землю не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода ... Ныне суд миру сему (осуждение неверующего мира); ныне князь мира сего (дьявол) изгнан будет вон. И когда Я вознесен буду от земли (на кресте), всех привлеку к Себе. Сие говорил Он, - добавляет Евангелист, - давая разуметь, какою смертью Он умрет" (Иоан. 12:23-24, 12:31-34). На этой же прощальной вечере, устанавливая таинство Причащения, Господь соединил силу этого таинства с предстоящими страданиями и сказал, указывая на чашу с вином: "Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов" (Мт. 26:27-28). Из следующих слов Спасителя ясно, что Его крестные страдания были совершенно необходимы для ниспослания верующим благодати Духа Святого: "Истину говорю вам: лучше для вас, чтобы Я пошел (на страдания); ибо, если Я не пойду, Утешитель не придет к вам; а если пойду, то пошлю Его к вам" (Иоан. 16:7). Господь далее говорит апостолам, что Он добровольно берет на Себя искупительный подвиг по причине Своей великой любви к людям. Напоминая им притчу об овце, заблудившейся в горах, Спаситель им сказал, что Он есть "Пастырь добрый. Пастырь добрый душу свою полагает за овец. Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь, чтобы опять принять ее ... Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее, и власть имею опять принять ее ... Нет большей той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих. Вы - друзья Мои" (Иоан. 10:11, 15:13-14). Но, хотя страдания на кресте чрезвычайно опечалят апостолов, они должны утешать себя предстоящим вскоре рождением духовным: "Женщина, когда рожает, терпит скорбь, потому что пришел час ее; но когда родит младенца, уже не помнит скорби от радости, потому что родился человек в мир" (Иоан. 16:21). И дальше, как следствие Его крестной смерти, будет приготовление верующим небесных обителей: "Когда пойду (в тот мир) и приготовлю вам место, приду опять и возьму вас к Себе, чтобы и вы были, где Я" - в месте вечной славы (Иоан. 14:3) .После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.
Как учили Апостолы об искупительной жертве Спасителя
Как видно из книги "Деяний святых апостолов" и других Новозаветных книг, в центре апостольской проповеди была весть о спасении людей крестной смертью и воскресением воплотившегося Сына Божия. На этой вести, как на фундаменте, апостолы основывали все свои наставления. В пришествии Сына Божия в мир и в Его искупительной смерти за людей апостолы прежде всего видели проявление Его бесконечной любви к людям. Они так о ней писали: "Любовь (Христову) познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою..." "Христос, когда еще мы были немощны, умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками" (1 Иоан. 3:16, Рим. 5:6-11). Говоря об искупительной смерти Иисуса Христа, апостолы преимущественно раскрывали верующим, какие великие блага она принесла миру. Так, например, они говорили, что Своею смертью Христос o Исправил наше непослушание, o Изгладил или смыл наши грехи, o Освободил людей от власти дьявола и вывел души из ада, o Примирил людей с Богом и снял с них клятвы закона, o Положил основание Новому Завету, o Освятил верующих и дал им новые силы для праведной жизни, o Принес людям вечную блаженную жизнь. Мы здесь приведем слова апостолов об этом. О значении послушания Христова ап. Павел так говорил: "Он (Христос), будучи образом Божиим, не почитал хищением (преувеличением) быть равным Богу, но унизил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным людям и, по виду, став как человек; смирил Себя, будучи послушным даже до смерти, и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени." И немного далее апостол говорит о следствии Христова послушания: "Как непослушанием одного человека (Адама) сделались многие грешными, так и послушанием Одного (Христа) сделаются праведными многие" (Рим. 5:19, Филип. 2:6-9). Об очистительном значении крестной смерти Спасителя апостолы говорили в таких простых и образных выражениях: "Он грехи наши Сам вознес Телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имеющие пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших..." "Кровь Иисуса Христа, Сына Его, очищает нас от всякого греха... Он есть умилостивление за грехи наши, и не только за наши, но и за грехи всего мира"..."Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровью Его, спасемся Им от гнева. Ибо, если будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то, тем более, примирившись, спасемся жизнью Его; и не довольно этого, но и хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, Которым мы ныне получили примирение" (1 Петр. 2:21-25; 1 Иоан. 1:7 и 2:2; Рим. 5:6-1). Об освобождении людей от власти дьявола апостолы писали: Бог простил нам все грехи, истребив "бывшее о нас рукописание (длинный список нарушений воли Божией), которое было против нас, и Он (Христос) взял его от среды и пригвоздил ко кресту, отняв силы у начальств и властей (тьмы - демонов), властно подвергнув их позору, восторжествовав над ними Собой" (Кол. 2:13-15). Об освобождении душ умерших из ада приведем слова пророка Захарии, сказанные от имени Бога Отца: "Ради крови Завета Твоего (Мессия) Я освобожу узников Твоих из рва, в котором нет воды" (Зах. 9:9-11). О примирении людей с Богом мы читаем: "Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его." И в другом месте апостол пишет христианам бывшим язычникам: "Вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам, ныне (Бог) примирил в теле Плоти Его, смертью Его, чтобы представить нас святыми и непорочными и неповинными пред Собою" (Рим. 5:6-11, 2 Кор. 5:18-19; Кол. 1:20-22; Гал. 3:13-14). Об установлении Нового Завета (новых отношений между Богом и верующими) Кровью Христовой, апостол Павел в послании к Евреям напоминает им следующее предсказание Иеремии: "Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды Новый Завет ... Я вложу закон Мой во внутренности их и на сердцах их напишу его, и буду им Богом, а они будут Моим народом ... Я прощу беззакония их, и грехов их уже не воспомяну более." Здесь апостол поясняет, что "где завещание, там необходимо, чтобы последовала смерть завещателя, потому что завещание не имеет силы, когда завещатель жив" (Иер. 31:31-34; Евр. 8:8-13; 9:11-17). Говоря об освящении верующих искупительной смертью Христовой, ап. Павел сравнивает ее с ветхозаветными жертвами, приносимыми в храме (скинии - палатке): "Христос, Первосвященник будущих благ, пришед с большей и совершеннейшей скинией, нерукотворенной, то есть не такового устроения, и не с кровью козлов и тельцов, но со Своею Кровью, однажды вошел во святилище (небесное) и приобрел вечное искупление. Ибо, если кровь тельцов и козлов и пепел телицы чрез окропление освящает оскверненных, чтобы чисто было тело, то тем более Кровь Христа, Который Духом Святым принес Себя (как агнца) непорочного Богу, очистит совесть нашу от мертвых дел, для служения Богу живому и истинному!" "Ибо Он одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых" (Евр. 9:11-17; 10:14-20). Ради искупительного подвига Богочеловека Бог посылает верующим Свою благодать, помогающую им в борьбе с грехом и в укреплении праведной жизни. Апостол называет эту помощь "Законом духа жизни" в противоположность бессильному и даже мертвящему ветхозаветному закону буквы: "Закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти. Как (ветхозаветный) закон, ослабленный плотью, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной, в жертву за грех, и осудил грех во плоти, чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу" (Рим. 7:23; 8:2). Наконец, напоминая христианам о самом радостном итоге искупительного подвига Христова - победе над смертью и всеобщем воскресении, апостолы утешали их такими словами: "Ибо Христос для того и умер и воскрес и ожил, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми..." "Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо как смерть через человека (преступление Адама), так через Человека (Христа) и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут" (Рим. 14:9; 1 Кор. 15:20-22). (В некоторых богослужебных молитвах делаются такие сравнения между преступлением Адама и крестным подвигом Христа: Там дерево познания добра и зла - здесь дерево креста; Там бунт против Творца - здесь крайнее Ему послушание; Там гордая претензия уподобиться Царю - здесь терновый венец; Там сладость запрещенного плода - здесь горечь желчи; Там дерзкие руки, простертые к дереву, - здесь руки, беспомощно пригвожденные ко кресту; Там утрата жизни и изгнание из рая - здесь дарование жизни и возвращение рая).
Значение Креста Христова в нашей жизни
Итак, апостолы наставляли, что все блага, как настоящей, так и будущей жизни, являются прямым следствием крестного подвига воплотившегося Сына Божия. Причем, эти блага простираются не только на человека, но и на всю природу и даже вселенную, которая будет обновлена в день всеобщего воскресения (Рим. 8:18; 2 Пет. 3:13). Для человека важнейшим благом искупительной смерти и воскресения Спасителя является дарование ему способности жить духовно - возможности преодолевать свои дурные наклонности, совершенствоваться, приближаться к Богу. Остальные духовные блага тесно связаны с способностью быть новым человеком. До пришествия Христова подлинная духовная жизнь была недоступна человеку, он был пленником своих телесных, часто греховных, желаний. Благодать Христова вселяет в человека новые мысли, новый взгляд на жизнь. Она показывает всю пустоту и суетность земного, проясняет в нем понимание цели своего земного существования и помогает ему на каждом шагу приближаться к этой цели. Она заменяет чувство гнета и озлобленности, которыми обычно подавлен плотский человек, чувством легкости и мира; жажду низменных удовольствий - сладостью общения с Богом; болезненное самолюбие - желанием делать добро. Но, конечно, всякий рост и совершенствование требует и личного усилия, постоянства, иногда - борьбы. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются "крестом." Христианин призывается следовать за Христом, неся свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: "Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня" (Мт. 10:38). Апостолы, говоря о христианском подвиге, утешали себя и других такими словами: Если мы с Ним страдаем, то с Ним и прославимся... "нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с той славой, которая откроется в нас" (Рим. 8:17). Напоминая о бесконечной любви Христовой, апостолы еще так наставляли христиан: "Любовь (Христову) познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою, (поэтому) и мы должны полагать души свои за братьев" (1 Иоан. 3:16). В заключение хочется сказать, что до страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих. В этом нас убеждает тысячелетний опыт Церкви. Так, например, крестным знамением освящается вода крещения, на Литургии хлеб и вино претворяются в Тело и Кровь Христову и совершаются все таинства, крестом прогоняется злая сила. Крестное знамение охраняет человека от несчастий, привлекает к нему Божью помощь. Вот почему православные христиане так чтят св. Крест, делают на себе крестное знаменье, носят нательный крест, крестом украшают свои дома и храмы. Примечание: Крестному подвигу Богочеловека посвящены среды и пятницы в течение года; Праздники "Происхождения (выноса) св. Креста" (14-е августа); "Воздвижения Креста" (27-го сентября, по новому стилю). Крестопоклонное воскресенье (3-е воскресенье Великого поста); Страстная неделя; второй канон на воскресной Утрене и многие молитвы различных богослужений. Миссионерский Листок 32 Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы Редактор: Епископ Александр Милеант
|
|
В Краснодаре состоялся съезд общества православных врачей
В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»
Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»
Краснодарский женский монастырь «Всецарица» оказал гуманитарную помощь насельницам разрушенного монастыря в Донецкой области
Октябрь – время астр и хризантем
В Краснодаре прошла Межрегиональная конференция по оказанию церковной помощи семьям
Митрополит Курский Герман встретился с добровольцами, помогающими вынужденным переселенцам
Епископ Петергофский Силуан возглавил торжества престольного праздника Иоанновского ставропигиального монастыря г. Санкт-Петербурга
|
|