9. Епископ Рашский и Призренский Феодосий: «Предпосылки богослужебной жизни в женском монашестве». - Доклад на международном симпозиуме по женскому монашеству, который проходил 1-4 сентября 2011 г. в Сербии.
Ваши Преосвященства, всечестные отцы, преподобные монахини, уважаемые дамы и господа, братья и сестры! Когда меня пригласили на этот симпозиум и дали тему для выступления, я задумался, есть ли различие между богослужебной жизнью в мужском и женском монастыре, и понял, что особого различия нет. И монахи, и монахини дают обеты пред Господом, обещают быть верными Господу. Приблизительно двадцать пять лет по благодати Божией я живу в монастыре и двадцать лет находился во главе мужского общежительного монастыря. И за это время я понял, что в монашеской жизни самое главное – это то, чтобы монах пребывал в любви Христовой, чтобы он самоотверженно выражал себя в ежедневном богослужении, служении Богу и славословии Бога, а также в любви к другим монахам в общежитии, которое как раз и помогает нам жить в любви и потому является самым надежным местом для спасения. Теперь мне хотелось бы назвать некоторые предпосылки богослужебной жизни в монастыре, поделиться некоторыми мыслями о том, в каком направлении нам двигаться, чтобы мы смогли нашу жизнь здесь на земле, насколько возможно, сделать жизнью Христовой. С самых первых времен монашества богослужебная жизнь и молитва были основой монашеского общежития. И до сего времени они остаются сильнейшим проявлением соборного характера монашеской жизни. Монашеские сообщества были и остались прежде всего молитвенными собраниями, в которых молитва и богослужение не являются только одним из видов монашеской деятельности, но именно из богослужения и литургического порядка рождается повседневная жизнь монашеского общежития. Эта жизнь течет в ритме богослужения и по сути является продолжением молитвенного собрания в храме. В монашестве непостижимым образом связывается участие в литургии с повседневной жизнью. Всякое делание, всякий труд совершается в молитвенном порядке, получая свой смысл, свое начало и свое окончание в том, что совершается в храме. Поэтому святая литургия, которая находится в центре богослужебной жизни Церкви, и тем более в центре монашеского общежития, выходит за пределы церковного здания и становится способом жизни монахов и монахинь, чья жизнь в монастыре является одним продолжительным литургическим собранием. Святые отцы именно поэтому называют монашескую жизнь равноангельской. Не только потому, что монахи стараются достичь бесстрастия ангелов, а потому, что их жизнь, подобно жизни ангелов, есть непрестанная «доксология», непрестанное славословие Бога. Монастырь и в архитектурном смысле – литургическое пространство, которое организовано согласно с литургическим порядком, где храм является центром монастырского комплекса. Подобно тому как богослужебная жизнь в монастыре начинается утренним богослужением в храме и заканчивается вечерней и повечерием, так и весь порядок монашеской жизни динамически движется от храма через трапезу, библиотеку, мастерские, поля, виноградники – и вновь к келиям и храму. Поэтому вся жизнь в общежительном монастыре – это непрестанная божественная литургия. Как в литургии всё бывает по благословению священнослужителей, в иерархическом порядке, так и в монастыре вся жизнь строится на благословении настоятеля и на послушании монахов. И это совершается не просто в практических целях, ради более эффективной деятельности, но является проявлением литургического порядка и той любви, в которой каждый монах старается служить другому и один другому воздает уважение и честь. И благодаря этому богослужение продолжается и после выхода из храма: в мастерских, на трапезе, в поле, в монашеской келии. Молитва – это не одно из дел, которым монахи занимаются в перерыве между послушаниями. Наоборот, послушания побуждают к молитве, которая является единственным подлинным смыслом монашеской жизни. Согласно с литургическим порядком, в монастыре всё бывает соборно, потому что в монашеской жизни очень важно понять, что мы никогда не сможем найти себя во Христе, если мы не устремлены один к другому. И наш ближний – это не препятствие, а единственный путь нашего спасения. Для монаха любовь к ближнему – это мера любви к Богу. А язык любви – это, прежде всего, молитвенная и богослужебная жизнь. Еще блаженный Августин говорил, что любовь к псалмопению родила монастыри. Как в богослужебной жизни каждый суетный разговор является излишним, так в целом в монашеской жизни ее таинством является безмолвие и молитвенное молчание, благодаря которому монахи постоянно живут в литургическом настроении, независимо от того, где они находятся: в храме или на послушании. Богослужение занимает особенное место в аскетической жизни, потому что оно выводит нас из эгоистического и индивидуалистического образа существования и вводит в пространство общения во Христе. Поэтому в монастыре не столь важно, где в данный момент находится монах: на службе в церкви или в благословенных трудах. Важно то, живет ли он в богослужебном порядке, то есть живет ли он для себя и по своей греховной воле, или же он свое существование подчинил общине, благодаря чему он и обретает истинную свободу. Соборное делание и, прежде всего богослужение, является славословием и благодарением Богу. В этом смысле общая молитва всегда важнее личной. Так же как и участие в богослужении выше любого личного подвига монаха. Молитвенное монашеское правило является частью аскетического подвига монаха, который повседневно распинает ум, чтобы победить ветхого человека и очистить свое сердце. Хотя может казаться, что личная молитва носит сугубо индивидуальный характер, но на самом деле, она в итоге тоже связана с жизнью монаха в общине, потому что цель подвига каждого монаха – не в том, чтобы молитвенно освятить себя как отдельного человека, а в том, чтобы молитвой, постом и другими монашескими подвигами сделать себя способным в более совершенной мере участвовать в общении с ближними. Поэтому правильная монашеская жизнь и подвиг измеряются смирением и послушанием монаха, то есть способностью монаха свою жизнь разделить с другими, не замкнуться в рамках своего самолюбивого индивидуализма, порождающего гордость и неизбежно ведущего к уходу от общины. Личное монашеское правило с самых ранних времен было частью богослужебной жизни общежития. И это оказало большое влияние на формирование монашеских уставов, которые в свою очередь имели ключевое влияние на развитие богослужения Православной Церкви. Богослужебная жизнь, особенно в монашеской среде, была одним из самых сильных выражений веры, и именно поэтому в монастырях и возникла самая красивая церковная поэзия, которая на протяжении веков обогащала богослужение нашей Церкви. Центр монашеской жизни, как и жизни всей Церкви, – это святая литургия, которая является не просто одним из богослужений, но главной отправной точкой всей жизни и общения во Христе. Известно, что монашеские общины возникли как выражение эсхатологического движения ранней Церкви, и они показывали, как можно, пребывая еще в этом времени и пространстве, жить не по законам мира сего и века сего, как быть выше биологических, естественных рамок и ограничений.
Литургия как собрание верных вокруг предстоятеля и живая икона Церкви занимает особо важное место в монашеском общежитии. А поскольку монашеская жизнь совершается в непрестанной литургической динамике, участие в Евхаристии – это вершина жизни монаха в монастыре и главная цель и смысл жизни во Христе. Хотя в истории были попытки отторгнуть монашескую жизнь от общения и литургии и превратить ее в своеобразную индивидуалистскую аскетическую систему по примеру нехристианских мистических систем, активная евхаристическая жизнь была и осталась главным мерилом здорового монашеского общежития. Участвуя в Евхаристии, монахи не ищут какой-либо индивидуальной награды или личного стимула для укрепления своей аскетической жизни, а существенно созидают себя как общество во Христе. Монашеское общее житие наиболее интенсивно проявляется именно в совместном участии в Божественном Таинстве, и это событие общения во Христе переносится на повседневную жизнь в монастыре и является основной тканью монашеской жизни. Причащаясь Святых Таин, монахи не только подтверждают свою направленность одного к другому и к единению со Христом, но живо исповедуют, что только таким способом они подлинно существуют как личности и такой литургический порядок переносят на все остальные аспекты монашеской жизни. Поэтому богослужебная, а прежде всего литургическая жизнь в монастыре – это главная мастерская спасения, которое реализуется в духе монашеского общежития не как единоличное спасение, а как существенное соединение во Христе, Который живет в каждом члене монашеской обители и во всех вместе. Именно в общежитии, которое является «малой церковью», можно почувствовать, что спасение во Христе совершается соборно, ибо спасение постоянно проявляется в жертвенной любви, в которой мы освобождаемся от эгоистических чувств и воли, и исполняемся Духа Святаго, Которым монашество дышит и развивает себя как Церковь. В этом смысле совокупная аскетическая жизнь монахов – это подготовка к участию в литургии. Это постоянный труд и понуждение себя к тому, чтобы освободиться от своего индивидуалистического способа существования и начать жить как часть единого монашеского организма, а через богослужение мы приносим себя вместе с другими Богу как чистую непорочную жертву. В заключение доклада мне хотелось бы вспомнить женские монастыри Косово и Метохии (поскольку я сам оттуда), насельницы которых в эти трудные времена показали особую верность своему Жениху Христу, а через это и верность своей Церкви, своим обителям, в которых они живут и в которых они посвятили свою жизнь Христу. Взирая на это и всматриваясь в личности наших матушек-игумений и монахинь, я удивляюсь их мужеству. Поистине, предо мною постоянно встает образ Богородицы и жен-мироносиц, которые были со Христом на Его Голгофском пути и которые остались верны Ему и у самого Креста. И их пример добавил мне храбрости и воодушевил на то, чтобы я сам со своим братством следовал по тому же пути, чтобы через эту нашу верность Христу показать, как мы любим Господа, а эта любовь в самой большой степени может проявиться, когда наступают тяжелые времена, времена страданий. Действительно, наши монахини, как жены-мироносицы, – самые близкие Христу, самые верные Христу, и они для нас являются образцом и примером, чтобы и нам, служа Христу, в своей жизни быть верными Ему, чтобы Господь нас принял и наградил и вселил в Своем Царствии Небесном.