Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества

Правовая информация









9. Епископ Рашский и Призренский Феодосий: «Предпосылки богослужебной жизни в женском монашестве». - Доклад на международном симпозиуме по женскому монашеству, который проходил 1-4 сентября 2011 г. в Сербии.

Ваши Преосвященства, всечестные отцы, преподобные монахини, уважаемые дамы и господа, братья и сестры!
Когда меня пригласили на этот симпозиум и дали тему для выступления, я задумался, есть ли различие между богослужебной жизнью в мужском и женском монастыре, и понял, что особого различия нет. И монахи, и монахини дают обеты пред Господом, обещают быть верными Господу. Приблизительно двадцать пять лет по благодати Божией я живу в монастыре и двадцать лет находился во главе мужского общежительного монастыря. И за это время я понял, что в монашеской жизни самое главное – это то, чтобы монах пребывал в любви Христовой, чтобы он самоотверженно выражал себя в ежедневном богослужении, служении Богу и славословии Бога, а также в любви к другим монахам в общежитии, которое как раз и помогает нам жить в любви и потому является самым надежным местом для спасения. Теперь мне хотелось бы назвать некоторые предпосылки богослужебной жизни в монастыре, поделиться некоторыми мыслями о том, в каком направлении нам двигаться, чтобы мы смогли нашу жизнь здесь на земле, насколько возможно, сделать жизнью Христовой.
С самых первых времен монашества богослужебная жизнь и молитва были основой монашеского общежития. И до сего времени они остаются сильнейшим проявлением соборного характера монашеской жизни. Монашеские сообщества были и остались прежде всего молитвенными собраниями, в которых молитва и богослужение не являются только одним из видов монашеской деятельности, но именно из богослужения и литургического порядка рождается повседневная жизнь монашеского общежития. Эта жизнь течет в ритме богослужения и по сути является продолжением молитвенного собрания в храме. В монашестве непостижимым образом связывается участие в литургии с повседневной жизнью. Всякое делание, всякий труд совершается в молитвенном порядке, получая свой смысл, свое начало и свое окончание в том, что совершается в храме. Поэтому святая литургия, которая находится в центре богослужебной жизни Церкви, и тем более в центре монашеского общежития, выходит за пределы церковного здания и становится способом жизни монахов и монахинь, чья жизнь в монастыре является одним продолжительным литургическим собранием. Святые отцы именно поэтому называют монашескую жизнь равноангельской. Не только потому, что монахи стараются достичь бесстрастия ангелов, а потому, что их жизнь, подобно жизни ангелов, есть непрестанная «доксология», непрестанное славословие Бога.
Монастырь и в архитектурном смысле – литургическое пространство, которое организовано согласно с литургическим порядком, где храм является центром монастырского комплекса.
Подобно тому как богослужебная жизнь в монастыре начинается утренним богослужением в храме и заканчивается вечерней и повечерием, так и весь порядок монашеской жизни динамически движется от храма через трапезу, библиотеку, мастерские, поля, виноградники – и вновь к келиям и храму. Поэтому вся жизнь в общежительном монастыре – это непрестанная божественная литургия.
Как в литургии всё бывает по благословению священнослужителей, в иерархическом порядке, так и в монастыре вся жизнь строится на благословении настоятеля и на послушании монахов. И это совершается не просто в практических целях, ради более эффективной деятельности, но является проявлением литургического порядка и той любви, в которой каждый монах старается служить другому и один другому воздает уважение и честь. И благодаря этому богослужение продолжается и после выхода из храма: в мастерских, на трапезе, в поле, в монашеской келии. Молитва – это не одно из дел, которым монахи занимаются в перерыве между послушаниями. Наоборот, послушания побуждают к молитве, которая является единственным подлинным смыслом монашеской жизни.
Согласно с литургическим порядком, в монастыре всё бывает соборно, потому что в монашеской жизни очень важно понять, что мы никогда не сможем найти себя во Христе, если мы не устремлены один к другому. И наш ближний – это не препятствие, а единственный путь нашего спасения. Для монаха любовь к ближнему – это мера любви к Богу. А язык любви – это, прежде всего, молитвенная и богослужебная жизнь.
Еще блаженный Августин говорил, что любовь к псалмопению родила монастыри. Как в богослужебной жизни каждый суетный разговор является излишним, так в целом в монашеской жизни ее таинством является безмолвие и молитвенное молчание, благодаря которому монахи постоянно живут в литургическом настроении, независимо от того, где они находятся: в храме или на послушании.
Богослужение занимает особенное место в аскетической жизни, потому что оно выводит нас из эгоистического и индивидуалистического образа существования и вводит в пространство общения во Христе. Поэтому в монастыре не столь важно, где в данный момент находится монах: на службе в церкви или в благословенных трудах. Важно то, живет ли он в богослужебном порядке, то есть живет ли он для себя и по своей греховной воле, или же он свое существование подчинил общине, благодаря чему он и обретает истинную свободу. Соборное делание и, прежде всего богослужение, является славословием и благодарением Богу. В этом смысле общая молитва всегда важнее личной. Так же как и участие в богослужении выше любого личного подвига монаха. Молитвенное монашеское правило является частью аскетического подвига монаха, который повседневно распинает ум, чтобы победить ветхого человека и очистить свое сердце. Хотя может казаться, что личная молитва носит сугубо индивидуальный характер, но на самом деле, она в итоге тоже связана с жизнью монаха в общине, потому что цель подвига каждого монаха – не в том, чтобы молитвенно освятить себя как отдельного человека, а в том, чтобы молитвой, постом и другими монашескими подвигами сделать себя способным в более совершенной мере участвовать в общении с ближними. Поэтому правильная монашеская жизнь и подвиг измеряются смирением и послушанием монаха, то есть способностью монаха свою жизнь разделить с другими, не замкнуться в рамках своего самолюбивого индивидуализма, порождающего гордость и неизбежно ведущего к уходу от общины.
Личное монашеское правило с самых ранних времен было частью богослужебной жизни общежития. И это оказало большое влияние на формирование монашеских уставов, которые в свою очередь имели ключевое влияние на развитие богослужения Православной Церкви. Богослужебная жизнь, особенно в монашеской среде, была одним из самых сильных выражений веры, и именно поэтому в монастырях и возникла самая красивая церковная поэзия, которая на протяжении веков обогащала богослужение нашей Церкви.
Центр монашеской жизни, как и жизни всей Церкви, – это святая литургия, которая является не просто одним из богослужений, но главной отправной точкой всей жизни и общения во Христе. Известно, что монашеские общины возникли как выражение эсхатологического движения ранней Церкви, и они показывали, как можно, пребывая еще в этом времени и пространстве, жить не по законам мира сего и века сего, как быть выше биологических, естественных рамок и ограничений.

Литургия как собрание верных вокруг предстоятеля и живая икона Церкви занимает особо важное место в монашеском общежитии. А поскольку монашеская жизнь совершается в непрестанной литургической динамике, участие в Евхаристии – это вершина жизни монаха в монастыре и главная цель и смысл жизни во Христе. Хотя в истории были попытки отторгнуть монашескую жизнь от общения и литургии и превратить ее в своеобразную индивидуалистскую аскетическую систему по примеру нехристианских мистических систем, активная евхаристическая жизнь была и осталась главным мерилом здорового монашеского общежития.
Участвуя в Евхаристии, монахи не ищут какой-либо индивидуальной награды или личного стимула для укрепления своей аскетической жизни, а существенно созидают себя как общество во Христе.
Монашеское общее житие наиболее интенсивно проявляется именно в совместном участии в Божественном Таинстве, и это событие общения во Христе переносится на повседневную жизнь в монастыре и является основной тканью монашеской жизни.
Причащаясь Святых Таин, монахи не только подтверждают свою направленность одного к другому и к единению со Христом, но живо исповедуют, что только таким способом они подлинно существуют как личности и такой литургический порядок переносят на все остальные аспекты монашеской жизни.
Поэтому богослужебная, а прежде всего литургическая жизнь в монастыре – это главная мастерская спасения, которое реализуется в духе монашеского общежития не как единоличное спасение, а как существенное соединение во Христе, Который живет в каждом члене монашеской обители и во всех вместе. Именно в общежитии, которое является «малой церковью», можно почувствовать, что спасение во Христе совершается соборно, ибо спасение постоянно проявляется в жертвенной любви, в которой мы освобождаемся от эгоистических чувств и воли, и исполняемся Духа Святаго, Которым монашество дышит и развивает себя как Церковь. В этом смысле совокупная аскетическая жизнь монахов – это подготовка к участию в литургии. Это постоянный труд и понуждение себя к тому, чтобы освободиться от своего индивидуалистического способа существования и начать жить как часть единого монашеского организма, а через богослужение мы приносим себя вместе с другими Богу как чистую непорочную жертву.
В заключение доклада мне хотелось бы вспомнить женские монастыри Косово и Метохии (поскольку я сам оттуда), насельницы которых в эти трудные времена показали особую верность своему Жениху Христу, а через это и верность своей Церкви, своим обителям, в которых они живут и в которых они посвятили свою жизнь Христу. Взирая на это и всматриваясь в личности наших матушек-игумений и монахинь, я удивляюсь их мужеству. Поистине, предо мною постоянно встает образ Богородицы и жен-мироносиц, которые были со Христом на Его Голгофском пути и которые остались верны Ему и у самого Креста. И их пример добавил мне храбрости и воодушевил на то, чтобы я сам со своим братством следовал по тому же пути, чтобы через эту нашу верность Христу показать, как мы любим Господа, а эта любовь в самой большой степени может проявиться, когда наступают тяжелые времена, времена страданий. Действительно, наши монахини, как жены-мироносицы, – самые близкие Христу, самые верные Христу, и они для нас являются образцом и примером, чтобы и нам, служа Христу, в своей жизни быть верными Ему, чтобы Господь нас принял и наградил и вселил в Своем Царствии Небесном.


http://www.sestry.ru/church/content/simposium/7

 
Декабрь 2024
пн вт ср чт пт сб вс
            01
02 03 04 05 06 07 08
09 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31          

В Краснодаре состоялся съезд общества православных врачей

В разделе «Фотоальбом — Гости» регулярно помещаются фотографии паломнических групп, посетивших монастырь «Всецарица»

Расписание Богослужений в женском монастыре «Всецарица»

В первой декаде декабря 2024 г. в монастырском скиту в Северском районе кипят работы

В оранжерее монастырского подворья 29 ноября собрали урожай лимонов

Во Владимирской области прошла коллегия руководителей молодежных отделов епархий Центрального федерального округа

Иерархи Русской Церкви приняли участие в прошедшем в Малайзии круглом столе на тему межцивилизационного диалога

В Православном Свято-Тихоновском богословском институте состоялся семинар «Древние каноны в современной пастырской практике»

Top.Mail.Ru Яндекс.Метрика
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2024.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.