Женский монастырь во имя иконы Божией Матери «Всецарица»
Главная
Предстоятель РПЦ
Архипастырь Кубани
Священнослужители
Игумения монастыря
Духовник-исповедник
Духовник обители
Жизнь обители
Служение
Таинства
Паломничество
Подворье
Великие и Двунадесятые праздники
Покров Пресвятой Богородицы
Духовная поэзия
Святые Православной церкви
Святоотеческое слово
Аудио, Видео
Календарь
Фотогалерея
Новости
Объявления
Заказать требы
Контакты
Гостевая книга
Каталог ссылок
Проблемы современного монашества







По вопросам паломничества обращайтесь на сайт http://palomnikirina.ru


Схиархимандрит Авраам (Рейдман): "Вера есть действие Духа Святого" (Проповедь в праздник Сретения Господня на Евангелие от Луки, 7 зачало, глава II, стихи 22-40)

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Каждый год мы вспоминаем Сретение Господне – встречу Господню, если перевести на современный язык. Вот и сегодня мы празднуем это многозначительное событие. Главное в нем то, что Спаситель, еще будучи младенцем, был перед народом назван Христом, хотя, как мы видим из евангельского повествования, почти никто не отреагировал на это как должно.

Как происходили эти события? Иосиф Обручник должен был отправиться в Вифлеем, для того чтобы участвовать в переписи кесаря Августа, или, как называет его история, Гая Октавиана Августа. Он был фактически первым римским императором. Царствовавший до него Юлий Цезарь не имел такого титула, а был просто единовластным правителем, и официально империя началась с кесаря Августа. Кесарь – это, как бы мы сейчас сказали, царь. Кроме того, этот титул, присвоенный себе Гаем Октавианом Августом, происходит от имени Юлия Цезаря («цезарь» по-славянски произносится «кесарь»). Август не был родным сыном Юлия Цезаря (тот не имел детей), но был им усыновлен, а потому имел право претендовать на престол. После длительной гражданской войны между претендентами на престол Римской империи, вернее, сначала между сторонниками императорской власти и республиканцами, потом уже между самими сторонниками империи – наконец воцарился Гай Октавиан. Империя нуждалась в средствах: истощенная войнами государственная казна была пуста, нужно было собрать налоги. Для этого и была учреждена перепись, и Иосиф, будучи мужем праведным и мудрым, покорился этому установлению безбожного императора, потому что не видел в его распоряжении ничего, что могло бы противоречить совести верующего человека.

Он пришел в Вифлеем со Святой Девой, которая была непраздной, то есть должна была скоро родить. Даже это обстоятельство не удержало его от того, чтобы исполнить свой, как бы мы сейчас сказали, гражданский долг. Иосиф смирился перед властью императора, подчинился его повелению о переписи, – и благодаря этому исполнилось пророчество: Дева родила в Вифлееме Богомладенца Христа. На восьмой день после Рождества, как мы знаем из Евангелия от Луки, было совершено обрезание, а потом нужно было принести жертву Богу за первенца. По закону Моисееву первенца следовало посвятить Богу, а поскольку родители оставляли детей у себя для воспитания, то они приносили за первенца выкуп. С этой целью родители Христа пришли в Иерусалим, о чем и повествуется в сегодняшнем чтении Евангелия.

Забегая вперед, скажу о дальнейшем ходе событий, чтобы подчеркнуть главную мысль, которую я хотел бы выразить: исповедание Симеона Богоприимца, публично признавшего Богомладенца Христом, спасением для всех народов, и даже проповедь пророчицы Анны по всему Иерусалиму не возымели должного действия. Вскоре после Рождества Христова, ведомые звездой, пришли волхвы, Иосиф с Марией уже переселились из пещеры в дом в Вифлееме. Иудейские книжники, сказавшие Ироду о том, что Христу надлежит родиться в Вифлееме, сами, однако, не проявили никакого желания пойти поклониться ему. Все жители Иерусалима встревожились. Как говорит об этом святитель Игнатий (я считаю, что его догадка верна), они понимали, что после проповеди Мессии, после явления Богоданного истинного царя, помазанника Божия, они не смогут жить так, как жили раньше, – в свое удовольствие.

Богомладенцу Христу пришли поклониться только волхвы, пришедшие из другой страны, а верующие иудеи остались безразличными как к словам Симеона Богоприимца и пророчицы Анны, так и к рассказу волхвов о том, что появилась звезда, возвещавшая о рождении Спасителя мира. На Востоке верили, что с рождением человека в мир, в особенности человека великого, должна появиться звезда. Конечно, это верование неправильное, но оно привело к правильному выводу – действительно родился Христос. Иудеи же остались безразличны и глухи не только к проповеди волхвов-язычников, но и к проповеди пророка. Так и мы часто считаем себя людьми верующими, но в своей вере мы не последовательны до конца. Мы не делаем всего для своего собственного спасения, не показываем делами, что мы поклоняемся Господу Иисусу Христу, как это сделали волхвы, и не исповедуем Его открыто всей своей жизнью, как это сделали Симеон Богоприимец и пророчица Анна.

«Когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа, как предписано в законе Господнем, чтобы всякий младенец мужеского пола, разверзающий ложесна, был посвящен Господу, и чтобы принести в жертву, по реченному в законе Господнем, две горлицы или двух птенцов голубиных. Тогда был в Иерусалиме человек, именем Симеон. Он был муж праведный и благочестивый, чающий утешения Израилева; и Дух Святый был на нем. Ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня» (ст. 22–26). Евангелие многократно упоминает о Духе, Который пребывал на праведном Симеоне. Во-первых, сказано, что Симеон был муж праведный и благочестивый и Дух Святой был на нем. Во-вторых, ему было предсказано Духом Святым, что он не увидит смерти, доколе не увидит Христа Господня. Далее в русском переводе сказано: «И пришел он по вдохновению в храм» (ст. 27), но славянский перевод мне кажется более правильным и точным, более соответствующим сути повествования: «И прииде духом в церковь». Значит, Дух Святой и в церковь привел Симеона. Ведь он был уже, как говорит Предание, в глубокой старости, которую можно назвать даже сверхъестественной. Без нужды он, наверно, просто не имел возможности выходить из дому. Но по действию Святого Духа, может быть укрепляемый Им, Симеон пришел в храм.

«И, когда родители принесли Младенца Иисуса, чтобы совершить над Ним законный обряд, он взял Его на руки, благословил Бога, и сказал: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (ст. 27–32). Эти всем известные слова повторяют каждый день во время вечернего богослужения. Каким образом праведный Симеон смог увидеть Бога, своего Владыку в том Младенце, Которого дала ему на руки Мать Господа, Пресвятая Дева? Мы знаем, что евреи остались безразличными не только к проповеди Симеона, Анны-пророчицы, язычников-волхвов, но и ко многим непостижимым для человеческого разума чудесам, которые впоследствии сотворил Спаситель. После величайшего чуда воскрешения из мертвых Лазаря начальники иудейские искали повода убить Спасителя и устроили заговор, чтобы уничтожить своего соперника. Они пренебрегли этим великим чудом. Почему же Симеон увидел в Младенце Бога, Владыку и почему евреи не видели в Иисусе своего Спасителя, Христа, Сына Божия? Это объясняет само Евангелие. Дух Святой был на Симеоне. Духом Святым ему было обещано, что он не увидит смерти, пока не увидит Христа. Дух Святой привел его в храм. Нетрудно догадаться, что Дух Святой открыл Симеону и то, что невидимо для человеческих глаз. Иначе как можно было бы увидеть сокрывшегося под немощной младенческой плотью Творца и Вседержителя?

Отсюда мы можем понять, как у нас появляется вера, почему она оскудевает и почему люди вообще не веруют. Вера – это действие Духа Святого в человеке. Это не наша заслуга, не наше усилие. Искреннее душевное стремление к познанию истины, жизни по совести делает человека только предрасположенным к тому, чтобы Дух Святой вошел в него и просветил его внутреннее существо, открыл ему истину, сделал его в этом смысле подобным Симеону Богоприимцу. Многие из нас часто оправдываются тем, что у нас нет такой веры, какая была у древних христиан, а тем паче у апостолов или пророков, про которых написано в Священном Писании. Мы говорим, что если бы в наше время совершались подобные чудеса, то и мы верили бы так, как они. Но какое чудо доказало праведному Симеону, что Младенец, взятый на руки, есть его Владыка и что от этого Младенца зависят его жизнь и смерть? Симеон уже устал жить, терпеть немощи, свойственные старости (а старость его была необыкновенно долгой – как говорит Предание, он жил около трехсот лет). Он желал разрешиться от ветхого тела, потому и обратился к Младенцу так: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко».

Дух Святой открывает нам истины Царствия Небесного, которые сокрыты завесой вещей, кажущихся на первый взгляд обыкновенными. Так происходит, когда мы причащаемся, принимая по виду частичку хлеба, смоченную в вине. Однако, если в нас действует благодать Божия, мы чувствуем в себе внутреннее изменение и осознаем, что приняли Самого Христа. Взирая на иконы Спасителя, Божией Матери, угодников Божиих, мы за этими изображениями видим тех, к кому мы обращаем свою молитву, тех, кто сейчас взирает на нас. Храм для нас не просто строение, пусть отличающееся по своей архитектуре от обычных жилых домов, но место явления славы Божией. Мы чувствуем себя в храме совершенно иначе, чем в каких-либо других местах, даже если мы и там пытаемся молиться. Читая Священное Писание, за повествованием мы видим нечто большее, чем обыкновенную книгу. То же можно сказать о многих других вещах, наполняющих жизнь христианина. Соприкасаясь с этими священными символами и предметами, имеющими вид обыкновенных вещей, мы ощущаем нечто подобное тому, что ощущал Симеон, когда на его руках возлежал под видом Младенца Сын Божий. Например, Евангелие, которое мы держим в руках, не просто книга, а Благая весть, речение Духа Святого, речение Господа Иисуса Христа. Это живой голос Живого Бога, который откликается в нашем сердце, в нашем уме и какой-то неизъяснимой силой заставляет нас каяться, когда мы увлекаемся своими немощами и греховными наклонностями, и менять свою жизнь.

Поэтому всякий из нас, кто желает иметь истинную веру, хотя бы в некоторой степени подобную вере праведного Симеона Богоприимца, должен всячески стараться приобрести и сохранить благодать Божию – Божественную силу, Божественное действие, действие Духа Святого. Только благодаря ему мы сможем за невидимым увидеть (конечно, не телесными глазами, но духовным чувством) невидимое, вечное, священное, Божественное. Это действие заставит нас, как кажется, даже против нашей воли переменить свою жизнь и стать теми, кем мы должны быть, – христианами, живущими согласно Евангелию, а не только людьми, которые верят в Бога одним разумом. Аминь.

15 февраля 2003 года

(www.sestry.ru).

 
Февраль 2018
пн вт ср чт пт сб вс
      01 02 03 04
05 06 07 08 09 10 11
12 13 14 15 16 17 18
19 20 21 22 23 24 25
26 27 28        

Чтение Великого покаянного канона прп.Андрея Критского в обители «Всецарица» – в первые 4 дня Великого поста: 19пн, 20вт, 21ср и 22чт февраля 2018 г. Начало великого повечерия с каноном прп.Андрея Критского в 17ч.

На подворье монастыря «Всецарица» в храме Благовещения Пресвятой Богородицы ежедневно совершаются богослужения:

17 февраля 2018 г., в попразднство Сретения Господня, в монастыре «Всецарица» состоялось торжественное посвящение школьников в казачата

Праздник Крещения Господня на монастырском подворье.

Святейший Патриарх Кирилл назвал страшным и циничным преступлением убийство прихожан храма в Кизляре и молится о погибших

Святейший Патриарх Кирилл совершил вечерню с чином прощения в Храме Христа Спасителя

В Троице-Сергиевой лавре молитвенно почтили годовщину преставления архимандрита Кирилла (Павлова)

  Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100
Все замечания и пожелания присылайте на vsecarica@bk.ru
Все права защищены и охраняются законом. © 2006 - 2012.
При перепечатке или ретрансляции материалов нашего сервера ссылка на наш ресурс обязательна.
Автоматизированное извлечение информации сайта запрещено.