Первый Вселенский Собор был созван в 325 г. в городе Никее при императоре Константине Великом. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение.
В 628 году Патриарх Захария возвратился из плена. Измученный многими скорбями, он скончался в 633 году. По его преставлении святой Модест был избран Патриархом Иерусалимским. Святитель мудро управлял своей паствой, творил многие чудеса и совершал исцеления. Скончался святитель Модест на 97-м году жизни, в 634 году.
Известны многие случаи чудесных исцелений, совершенных святителем Василием Великим. Сила молитв святителя Василия была столь велика, что он дерзновенно мог испросить у Господа прощение отрекшемуся от Христа грешнику, приведя его к искреннему покаянию. По молитвам святителя получали прощение и разрешались от своих грехов многие великие, отчаявшиеся в спасении грешники.
Великий светильник земли Русской святитель Алексий, Митрополит Московский, родился на рубеже XIII и XIV веков, около 1300 года в тяжкую для русского народа эпоху татарского ига, когда вся Русская земля уже 150 лет стонала в порабощении, постоянно подвергаясь хищническим набегам завоевателей, избивавших русских людей, уводивших их в тяжкий плен, оставлявших после своих набегов одни развалины и пожарища.
20 мая 1431 года свод храма, в котором покоился Святитель, обрушился от ветхости. Во время построения нового храма были обретены нетленные мощи святителя Алексия.
Святитель Амвросий, епископ Медиоланский, родился в 340 году в городе Трире в семье римского наместника Галлии и Испании. В младенчестве его было открыто, какую пользу принесет он Церкви Христовой: однажды лицо спящего в саду младенца покрыли пчелы и, не причинив ему вреда, улетели, оставив на языке мед, во исполнение слов Писания: «Сотове медовнии словеса добрая, сладость же их исцеление души» (Притч. 16, 24).
Богодухновенное творчество святителя Андрея исходит из его глубочайшего молитвенного опыта. Сами его творения, как гимны, так и Слова, свидетельствуют о его святости: мысли, чувства, образы, заключенные в них, могли родиться лишь в душе, достигшей самой высокой степени чистоты. За каждым его творением — каноном, Словом, стихирой стоит опыт духовного сопереживания того или иного Евангельского события или события из Священной истории Ветхого и Нового Заветов.
Он оставил огромное духовное наследие: многочисленные комментарии к Священному Писанию, аскетические наставления, слова и беседы, письма, апологетические и догматические сочинения, в которых отстаивал чистоту православного вероучения.
За свое нищелюбие святитель Григорий удостоился чудесным образом зреть Господа Иисуса Христа.
Неутомимо проповедуя народу и усиленно побуждая к этому все духовенство, святитель Григорий смягчал и облагораживал нравы не только римлян, но и варваров, нападавших на Италию. Вместе с тем он ревностно обличал ереси (в частности арианство и донатизм) и многих еретиков возвратил к правоверию.
Святитель Григорий вел строгий подвижнический образ жизни: ходил босыми ногами, имел только одну обветшалую одежду, спал на голой земле или на ложе из древесных ветвей под прикрытием рубища; пищей для него служили хлеб и овощи, питием—вода, в которую он иногда примешивал немного уксуса.
В город Назианз, обуреваемый ересью, святитель Григорий поставил благочестивого епископа Евлалия. Обращаясь с многочисленными посланиями, святитель продолжал мужественно обличать еретиков и разъяснять православное вероучение.
Святитель Григорий Палама, архиепископ Солунский, защитник православного учения о Божественном свете, родился в 1296 году в Малой Азии. Накануне его преставления ему явился в видении святитель Иоанн Златоуст. Со словами «В горняя! В горняя!» святитель Григорий Палама мирно преставился к Богу 14 ноября 1359 года. В 1368 году он был канонизован на Константинопольском Соборе при Патриархе Филофее (1354—1355, 1362 — 1376), который написал житие и службу святителю.
Святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский, родился в городе Неокесарии (север Малой Азии) в языческой семье. Получив прекрасное образование, он с юности стремился к Истине, но мыслители древности не могли утолить его жажды познания. Истина открылась ему лишь в Святом Евангелии, и юноша стал христианином. Своей богоугодной жизнью, проникновенной проповедью, чудотворениями и благодатным управлением паствой святитель неуклонно умножал число обращенных ко Христу.
Юноша не сразу определил для себя образ жизни, который соответствовал бы его внутреннему влечению и призванию Божию. Однажды в имении его матери совершалось всенощное бдение в честь перенесения мощей сорока мучеников (+ 9 марта 320). Григорий без внимания слушал песнопения Богослужения, а затем удалился в сад и заснул. Во сне он увидел, что хочет войти в некий сад, но его не впускают светоносные юноши, и лишь благодаря заступничеству одного из них ему удалось избежать наказания. Вещее сновидение потрясло святого Григория. Он оставил мирские привязанности, стал усердно посещать храм Божий и был вскоре посвящен во чтеца.
В 1684 году иеромонаха Димитрия вызвал к себе настоятель Киево-Печерской Лавры архимандрит Варлаам и поручил составление Четиих-Миней (Жития святых) на каждый день года. С этого времени вся жизнь свт.Димитрия была посвящена выполнению этого труда. В течение целых двадцати лет (1684-1704гг) он с необыкновенной энергией собирал сведения из многих различных источников, изучал и составлял жития святых излагая их доступным языком. С тех пор жития святых стали любимым чтением для верующих русских людей. Окончил он свой колоссальный труд уже на кафедре Ростовского митрополита.
Святитель Евстафий, архиепископ Антиохийский (323 - 331) родился в Сиде Памфилийском во второй половине III века. Он был епископом города Берии, пользовался любовью и уважением народа и по ходатайству паствы был возведен отцами I Вселенского Собора (325) на Антиохийскую кафедру.
Вскоре после кончины святителя Господь прославил его благодатными дарованиями тем, кто прибегал к его молитвенной помощи. Высоко почитая святителя, благодарные иноки Вяжицкой обители воздвигли церковь в честь святого Евфимия, которая отмечена в переписи 1500 года.
Святитель Лука является автором 55 научных трудов по хирургии и анатомии, а также десяти томов проповедей. Наиболее известна его книга «Очерки гнойной хирургии», выдержавшая 3 издания (1934, 1946, 1956 гг.). Избран почетным членом Московской духовной академии в Загорске. Награды: премия Хойнатского от Варшавского университета (1916 г.), бриллиантовый крест на клобук от Патриарха всея Руси (1944 г.), медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» (1945 г.), Сталинская премия первой степени за книги «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при огнестрельных ранениях суставов» (1946 г.).
Интерес к личности и творениям святителя Игнатия огромен, не угасает и почитание сего угодника Божия в православном народе. В наше скорбное многомятежное время святитель Игнатий является лучшим духовным руководителем, лучшим примером того, как в жизненном водовороте человек может сохранить верность Христу. На Поместном Соборе Русской Православной Церкви, проходившем 6—9 июня 1988 года, святитель Игнатий канонизирован «за святость жизни, которая раскрывается в его творениях, написанных в духе подлинного православного святоотеческого предания.
Иеромонах Иларион удивлял своими подвигами даже духовно-опытных иноков: ночи он проводил в бдении, полагая по 1000 поклонов, пищу вкушал через день, а иногда через два-три дня, в посты же оставался без пищи всю неделю. Свое тело он изнурял тяжелой работой по благоустройству пустыни, а короткий отдых посвящал чтению святых книг.
Поучения его к пастве проникнуты отеческой, трогательной любовью. «Бога молю о помощи, а вашу любовь — в прилежное слушание»,— часто говорил святитель Иннокентий (в 1900 году был издан сборник из 35 поучений Святителя).
Святитель Иннокентий, не обладавший крепким здоровьем, рано отошел ко Господу.