Жены-мироносицы — женщины, пришедшие утром в первый день после субботы ко Гробу воскресшего Иисуса Христа, с ароматами и благовониями (миром) для ритуального умащения тела.
Святая равноапостольная Мария Магдалина, одна из жен-мироносиц, удостоилась первой из людей увидеть Воскресшего Господа Иисуса Христа. Святая Мария Магдалина следовала за Христом вместе с другими женами, исцеленными Господом, проявляя трогательную заботу о Нем. Она не оставила Господа после взятия Его иудеями, когда начала колебаться вера в Него ближайших учеников.
...Узнав, что Грузия еще не просвещена светом христианства, святая Нина денно и нощно молилась Пресвятой Богородице: да сподобит ее увидеть Грузию, обращенной ко Господу, и да поможет ей обрести Хитон Господень.
Царица Небесная услышала молитвы юной праведницы...
Новопросвященная княгиня воздвигла на Руси храмы святителя Николая и Святой Софии в Киеве, Благовещения Богородицы в Витебске. На реке Пскове, где она родилась, благоверная Ольга, по преданию, основала город Псков. На месте видения трех светоносных лучей с неба, которого в тех краях сподобилась великая княгиня, был воздвигнут храм Святой Живоначальной Троицы.
Родилась в I веке в семье знатных и богатых родителей. Отличавшаяся красотой и обрученная с одним знатным юношей, св. Фекла была научена святой вере Христовой св. апостолом Павлом на 18-м году от рождения. Уверовав и возлюбив всем сердцем Христа, святая решила посвятить свою жизнь Богу, проводя ее в чистом девстве. Узнав об этом, ее мать разгневалась и подвергла дочь побоям, а опечаленный жених пошел к правителю с жалобой на апостола, которого вслед за тем ввергли в темницу.
За сим князь решил крестить весь народ. В назначенный день повелено было народу собраться к реке и, сняв одежду, войти в воду, мужчинам отдельно от женщин, младенцев держать на руках, а кто не придет и не примет крещения, тот будет врагом князя. Почти все жители Киева беспрекословно исполнили волю князя и крестились, рассуждая так: «Если бы эта вера была нехороша, то князь и бояре не приняли бы ее». Священники же, на особенно устроенных местах, читали молитвы над группами народа, нарицали им имена и приказывали им трижды погружаться в воду, произнося над ними имя Святой Троицы, по чину крещения.
24 июня 1860 года в академическом храме Двенадцати Апостолов епископ Нектарий совершил постриг Иоанна Касаткина с наречением ему имени Николай. В день первоверховных апостолов Петра и Павла, 29 июня, инок Николай был посвящен во иеродиакона, а 30 июня — в престольный праздник академического храма — в сан иеромонаха.
Знаменательным было напутствие епископа в новую жизнь молодого инока: «Не в монастыре ты должен совершить течение подвижнической жизни. Тебе должно оставить самую Родину, идти на служение Господу в страну далекую и неверную. С крестом подвижника ты должен взять посох странника, вместе с подвигом монашества тебе предлежат труды апостольские!»
За свои великие заслуги перед Церковью и труды по обретению Животворящего Креста царица Елена именуется Равноапостольной.
После Никейского Собора равпоапостольный Константин продолжал активную деятельность в пользу Церкви. В конце жизни он принял святое крещение, подготовившись к нему всей своей жизнью. Скончался святой Константин в день Пятидесятницы в 337 году и был погребен в церкви святых Апостолов, в заранее приготовленной им гробнице.
К лику святых равноапостольные Кирилл и Мефодий причислены в древности. В Русской Православной Церкви память равноапостольных просветителей славян чествуется с XI века. Древнейшие службы святым, дошедшие до нашего времени, относятся к XIII веку. Они были найдены русским ученым-исследователем В. И. Григоровичем в пергаменной рукописи болгарской редакции в Зографском монастыре на Афоне и опубликованы в 1862 году. Жития святых первоучителей Словенских были составлены их учениками в XI веке. Наиболее полным жизнеописанием святых являются пространные, или так называемые Паннонские жития.