Вновь мы обращаем наше соборное внимание на современную монастырскую жизнь. Нет нужды говорит о том, что за последние 15-20 лет общая картина монашеской жизни в нашей Церкви претерпела столь существенные изменения, каких не было ранее в истории.
С первого дня существования человека на земле существует такой порядок, что семьей, родом, обществом, государством управляют старшие в роде или избранные, доверенные люди, выделяющиеся из своей среды особыми дарованиями и деятельностью. Такой порядок наблюдается не только в роде человеческом, но даже и в мире животных.
…Семь Вселенских соборов, после Евангелия Христова, основание и утверждение нашей Православной Христианской Веры, ибо вера наша не только Апостольская, проповеданная св. Апостолами, учениками Самoгo Господа Иисуса Христа, но и Отеческая, истолкованная и изъясненная Святыми Отцами, как законными благодатными преемниками Святых Апостолов. Дух Святой, почивший на Св. Апостолах в день Пятидесятницы, просветивший и умудривший их, почивал и на Святых Богоносных Отцах, просвещая и умудряя и их.
Прошли и дни, и часы неизреченной радости! Теперь их долго ожидать: земля пройдет вокруг солнца по своему пути, совершатся на земле смены времен – лета, осени, зимы, весны, - тогда опять придут святые дни, тогда опять придут те песнопения, которые таким восторгом наполняли нашу душу.
Чрез шесть дней Бог созидал мир; а в седмый день опочил от всех дел своих: то есть, весь мир в полной красоте устроил, и тем все дела свои кончил. Но что же значит оное Христово слово: Отец мой доселе делает, и аз делаю (Иоан. гл. 5, ст. 17)? Ибо сим прямо означается во первых, что Отец небесный еще не опочил, еще не кончил всех дел своих.
Что это значит — разлучиться душе с телом? Что там за мир? Что за образ жизни будет? Ты еще не испытал сего, но тебе должно будет узнать и испытать все это непременно. Рассказывают, что один узник, услышав с вечера, что его в следующее утро предадут смерти, от чрезвычайного страха сделался совершенно седым в продолжении ночи.
Ваше высокопреосвященство, преосвященнейшие владыки, досточтимые отцы, дорогая матушка, братья и сестры! Мне радостно уже второй раз находиться в вашем монастыре. Как вы знаете, в этот раз мы приехали со святым поясом Божией Матери. Это святыня особенная, редкая и, с духовной точки зрения, драгоценная.
И почитание их ныне совсем особое, и праздник велий в обители святой. Ангел Церкви Российской стоит ныне у нового престола Божия, и небесный огнь в руке его, и полный силы и славы Божией, он готов освятить новое место селения Божия. А рядом с Ангелом Церкви вокруг нового престола стоят сейчас и отныне будут стоять всегда те, чьи молитвы низвели на нас милость Божию с небес - новый храм Божий.
Быстротечная река времени стремительным потоком несется в вечность. И только Святая Церковь и праздники Божии на какое-то мгновение приостанавливают это движение, как бы отсчитывая время.
Духовное покровительство, ходатайство и заступление перед Богом, которое получаем по великому милосердию и любви к нам Божией Матери, воспеваем мы ныне.
6 января в "Комсомольской правде" была размещена статья "Рождественские чудеса на горе Фавор в Израиле подтвердили ученые", а затем 11 января на сайте «Интерфакс-религия» и нескольких церковных сайтах появились выдержки из нее под названием «Метеорологи не смогли найти объяснения схождению облака на месте предполагаемого Преображения Господня» (она публикуется и на нашем сайте). В связи с этой публикацией хотел бы поделиться некоторыми размышлениями.
Проповедь была сказана в мясопустную родительскую субботу 4 марта 2005 г.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!
Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы (Лк. 20, 38), - сказал Христос Спаситель неверовавшим в воскресение мертвых саддукеям.
8 октября 2014 года в актовом зале Московской духовной академии в Свято-Троицкой Сергиевой лавре Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл принял участие в собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви. Святейший Владыка представил доклад «Вклад преподобного Сергия в устроение монашеской жизни и монастырей на Руси».
Доклад на XXIII Международных Рождественских образовательных чтениях, направление «Преемство святоотеческих традиций в монашестве Русской Церкви» (Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. 22–23 января 2015 года).
Нагорная Проповедь Спасителя замечательна тем, что в ней как бы сгущено все Евангелие, собрано все то главное, что необходимо знать и делать христианину. Эту проповедь записал Святой Евангелист Матфей, по-видимому, полностью, с 6-й по 7-ю главы своего Евангелия, а Евангелист Лука в 6-й главе своего Евангелия приводит из этой проповеди только некоторые части. Господь произнес Нагорную Проповедь на невысокой горе, находящейся на северном берегу Галилейского озера около города Капернаума, в первый год Своего общественного служения.
Покаяние — это начало христианской новой жизни, или христианского нового бытия, бытия во Христе.
Так и началось Евангелие словами св. Иоанна Предтечи: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». И проповедь Христа после Крещения была: «Покайтесь и веруйте во Евангелие».
Почему без возрождения монашества невозможно возрождение Церкви в России и как тем, кто чувствует в себе желание иноческой жизни, не дать миру заглушить в себе Божий призыв, рассказывает председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон.